Терапия творческим самовыражением Бурно (2)

Отечественный клинико-психотерапевтический метод, относящийся к области Терапии духовной культурой (Бурно, 2000). Раз­работан на основе экзистенциальной психотерапии, арт-терапии и других методов, с ведущим креативным психотерапевтиче­ским механизмом. Т. т. с. Б. вместе с тех отличается своим естественнонаучным ми­роощущением (мировоззрением). Основой даже самых тонких душевных и духовных движений, в соответствии с естественнонаучной философией данного метода, являеся телесная природа человека. Душевные духовные процессы подчиняются клиническим, физиологическим закономерностям: как и соматические процессы, но в «снятом» виде (гегелевское Aufheben). В клинической психопатологической картине и в конкретном здоровом характере видится бо­лее или менее выразительная самозащитная, приспособительная работа саморазвиваю­щейся стихийной природы.

Существо метода. Психотерапевт, ис­пользующий Т. т. с. Б. гиппократовски, по возможности способствует защитно-приспо­собительной работе природы. Поэтому па­циент или здоровый человек с душевными трудностями, в соответствии с Т. т. с. Б., под руководством психотерапевта для по­иска «своих» творческих дорог, «своего» вдохновения изучает свою природу: эле­менты психиатрии, характерологии, естест­вознания, психотерапевтические механизмы (суггестивный, рационально-когнитивный, аналитический и т. д.). Изучает не су­хо-академически, а в разнообразном творче­ском самовыражении, поскольку сказать что-то уверенное о собственном характере, переживаниях, о характере и переживаниях другого человека можно, лишь рассматривая все это в творчестве (в широком смысле). Именно в творчестве человек обнаруживает себя неповторимо «по-своему». Таким обра­зом обретается творческое вдохновение как светлая содержательная встреча с самим со­бою, душевный, духовный свет, в котором живут любовь и смысл. Биологической ос­новой этого состояния является отворение природных аптек организма с выходом из них организмических собственных лекарств. Этим осознанным прояснением и оживле­нием своей индивидуальности в творчестве, уяснением своей жизненной дороги среди других людей человек с тревожно-тягостным переживанием своей неполноценности, ко­торому, прежде всего, показана Т. т. с. Б., поднимается из душевной неопределенно­сти, аморфности, безысходности. Человек этот становится неповторимо психастени­ческим, аутистическим, шизофреническим и т. д., одухотворенным самим собою. Ха­рактеры, диагнозы здесь понимаются не как «бирки», «наклейки», а лишь как важные природные ориентиры.

Применение, показания. Т. т. с. Б. при­меняется: 1) в психиатрии для лечения паци­ентов с разнообразными дефензивными рас­стройствами (тягостное переживание своей неполноценности) — тревожно-депрессивные состояния различного генеза, психопатии (расстройство зрелой личности) с дефензив­ными переживаниями; 2) для профилакти­ки алкоголизма, наркоманий, токсикомании у людей (в том числе у здоровых) с пережи­ванием своей неполноценности (составляю­щих группу риска в отношении зависимости к психоактивным веществам); 3) в детской неврологии; 4) в кардиологии; 5) во фтизи­атрии; 6) в хосписах; 7) в реабилитации ин­валидов (взрослых и детей) и др.

В своих немедицинских формах Т. т. с. Б. применяется: 1) школьными психологами, педагогами в работе со здоровыми детьми (чаще с дефензивными детскими трудно­стями) и в учебной работе со студентами; 2) в психогигиенических школах (в том чис­ле христианских); 3) для предупреждения и устранения ностальгического синдрома в дальнем зарубежье и др.

Т. т. с. Б. сегодня «становится частью междисциплинарного исследования худо­жественного текста и культуры» (Руднев, 2001).

Противопоказанием к лечебной Т. т. с. Б. является острое депрессивное состояние с суицидальными намерениями: в уютной об­становке психотерапевтической гостиной, среди празднично самовыражающихся лю­дей, эти больные представляются себе осо­бенно несчастными, одинокими в своей бе­зысходности, что может подтолкнуть их к суициду. Исключения составляют пациен­ты с суицидальными переживаниями, но не с острой, а сниженной их актуальностью — не для лечения, а для профилактики суици­дального поведения.

Теоретическая основа Т. т. с. Б. — по­ложение П. Б. Ганнушкина (1933) о «жиз­ненной компенсации психопатов» и «мяг­ких шизофреников и эпилептиков» (выяв­ление или невыявление данной патологии в зависимости «от внешних воздействий, от их суммы и содержания») и подобные, со­звучные размышления Кречмера (Kretchmer, 1934) с последующим выводом, что «здесь лежат психотерапевтические задачи».

Практическое применение метода. Ин­дивидуальные беседы с творческими до­машними заданиями, группа творческого самовыражения (в камерной обстановке пси­хотерапевтической гостиной, всячески смяг­чающей дефензивную напряженность) и реа­листический психотерапевтический театр как возможность изучить свои и других людей особенности в исполнительском творчестве. Конкретные методики Т. т. с. Б. в практике групповых занятий: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия твор­ческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искус­ством, наукой; 4) терапия творческим кол­лекционированием; 5) терапия проникно­венно-творческим погружением в прошлое; 6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с психоте­рапевтом; 8) терапия творческими путеше­ствиями; 9) терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном. Слово «творческий» означает здесь «по-своему», познание, переживание «себя», своих осо­бенностей — для «своего» вдохновенного жизненного пути. Групповые занятия (8–12 человек в группе) и индивидуальные встречи с психотерапевтом происходят два­жды в месяц в курсе долгосрочной Т. т. с. Б. (2–5 лет). Краткосрочные интенсивные ва­рианты метода продолжаются от недели до 4 месяцев.

Идеал эффективности Т. т. с. Б. — фор­мирование (обычно в долгосрочном курсе психотерапии) творческого стиля жизни: состояния почти постоянного более или ме­нее выраженного творческого вдохновения или способность специальными выработан­ными творческими способами ввести себя в это состояние, целительное в высоком смысле.


Опубликовано в издании: Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. 3-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер, 2006. С. 818–820.