Мировоззрение

В данном разделе публикуются материалы, касающиеся вопросов мировоззрения, в частности, соотношения клинического, естественно-научного знания и знания психологического (идеалистического). Представлены точки зрения и позиции разных авторов внутри профессионального сообщества Характерологической креатологии — Терапии творческим самовыражением.

Сегодня из Терапии творческим самовыражением мне достаточно ясно видятся четыре более или менее самостоятельные (хотя и не разделенные каменными стенами) сложившиеся в мире области психотерапии — в соответствии с личностной природой, мироощущением-мировоззрением их творцов и последователей. Это: 1) Клиническая психотерапия; 2) Психологическая психотерапия; 3) Полифоническая (сюрреалистическая, постимпрессионистическая) психотерапия; 4) Прагматически-техническая психотерапия.
На примере сравнения трех классических древнегреческих школ в медицине (Косской, Книдской, Италийской) рассматривается самое главное в сегодняшней классической клинической психотерапии. Показано, что клиническая Косская (гиппократовская) школа идет в своем врачевании не от схемы, концепции (как Италийская школа), и не от точного прицельного лечения симптомов (как Книдская школа), а от изучения целительной работы природы с попытками помочь природе лечить больного совершеннее.
Характерологическая креатология (ХК) — это естественно-научный подход к изучению творчества (в самом широком смысле), изучению жизни, исходя, прежде всего, из природных душевных особенностей человека — его характера в современном научном и условном, широком, понимании. Человек, постоянно живущий творчески (то есть неповторимо по-своему), светло чувствует себя собою. Это чувство обретённой самособойности сказывается поначалу хотя бы слабым (но нередко уже целительным) светом в душе, который может в некоторых случаях усложняться до высокого сложного творческого вдохновения, несовместимого с любым болезненным переживанием. В болезненном переживании человек, напротив, обычно тягостно не чувствует себя собою. Здесь уже, как говорится, ХК протягивает руку «психотерапии здоровых».
Cущество разнообразных созвучий между одухотворенной клинической психотерапией и феноменологической психиатрией, экзистенциально-гуманистической психотерапией в том, что оба подхода личностно одухотворены, обращены к духовным ценностям психотерапевта и пациента, к самому человеческому в человеке. Так же, как два одухотворенных человека с противоположными (казалось бы, несовместимыми) характерами обычно, именно по причине своей одухотворенности, прекрасно друг друга понимают и друг к другу тянутся — среди разных характерами враждующих между собою посредственностей, — так и оба психотерапевтических подхода, составляя вместе единую Терапию духовной культурой, есть братья по духу.
Обращение к исследованию идей органицизма в современных науках о человеке и обществе, предпринятое в данной статье, продиктовано некоторыми важными, с точки зрения автора, обстоятельствами. Одно из них состоит в том, что органицизм представляет собой оригинальный естественно-научный подход, имеющий давнее происхождение (начиная с Античности), и как таковой он является родственным естественно-научному подходу Характерологической креатологии. По этой причине исследование основных идей органицизма позволяет прояснить некоторые ключевые интенции Характерологической креатологии. Другое связано с тем, что методология органицизма активно используется и развивается в последние годы отечественными исследователями – в философии, социологии, политических исследованиях. Отчасти это связано с наметившимся в последние годы «консервативным поворотом» внутри российского общества, но также имеет свои причины в закономерностях эволюции глобального социума.
Клинико-экзистенциальный подход — это мой, вытекающий из практики, ответ на фундаментальный вопрос Карла Роджерса: какие условия необходимо создать, чтобы пациент мог измениться в сторону исцеления. Как минимум для этого должны присутствовать: клиент-центрированность, интегративность и использование глубинно-интуитивного ресурса. Я делюсь своим опытом в этом направлении.
Я обнаруживаю в себе сородственное интегративности мироощущение. С детства меня захватывало интригующее разнообразие жизни. И как-то выхолащивать, подравнивать по линейке это разнообразие для меня противоестественно, а стремление к полноте жизни весьма естественно. …Я не обнаруживаю в себе каких-то интеллектуально-философских первопринципов, но всегда обнаруживаю зыбко-тревожное «может быть…», и возможно, что это «может быть…» и является моим первопринципом, на котором тоже можно строить интегративно-многогранное, принципиально-незаконченное, беспомощно-открытое отношение к миру.
Хорошо помню один день из своей жизни. Мне где-то 35… Осень, но солнце, мы стоим у окна (два студента и я), и они мне рассказывают, что один опытный методолог-аналитик психотерапии, прочитав мои статьи о случаях из практики, охарактеризовал меня (автора) следующим образом: укоренённый в себе, уверенный мудрец, много старше пятидесяти, достигший глубокого покоя в сердце. Студенты потешались: «Да Вы ж ни шага без сомнений, тревог и рефлексии!» И я с горечью в сердце смеялся вместе с ними. Но чуть позже я понял, что аналитик был не так уж и не прав. Вспоминая себя в работе с описанными пациентами, особенно в сложные и решающие моменты, я вдруг осознал, что и был таким, как описал методолог. Со всей отчётливостью я обнаружил, что это разновеликие сущности: я — в лучших своих психотерапевтических сессиях, и я — в обычной жизни. И заслуга в этом принадлежит не совсем мне.
В наши дни, с точки зрения автора, уже нет оснований для конфронтации ТТСБ и психоанализа и близких ему течений, но есть почва для диалога. Помимо известных различий, имеется немало общего, хотя и представленного в ТТСБ и у его психоаналитических оппонентов разными профессиональными языками.
Рассмотрен метод Терапии творческим самовыражением, широко практикуемый Одесской школой ТТС. Из узкопсихиатрических методик устранения общей симптоматики ТТС превратилась в гуманитарно-культурологическую программу помощи людям в их социальной адаптации и духовном росте. ТТС вернула термину «терапия» его изначальный смысл: «помощь, попечение». ТТС — феномен третьей медицины.
Страницы 1 2