Наши партнеры:
Московский гуманитарный университет
Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования
Профессиональная психотерапевтическая лига

О ПРОЕКТЕ

Проект направлен на создание и разработку электронного ресурса, посвященного междисциплинарным исследованиям творческого процесса на базе естественно-научного подхода Терапии творческим самовыражением (характерологической креатологии).  (Терапия творческим самовыражением (характерологическая креатология) — отечественный метод, представляющий одно из ведущих направлений современной психотерапевтической, психопрофилактической помощи в нашей стране. Автор метода — д. м. н., профессор М. Е. Бурно.) Главной задачей является обобщение, с использованием современных информационных технологий, результатов многолетнего научно-исследовательского и практического опыта, полученного в процессе работы Центра ТТС в Профессиональной психотерапевтической лиге (г. Москва, президент Лиги — д. м. н., профессор В. В. Макаров) и аналогичных центров в регионах России и за рубежом. Данные исследования, сфера которых получила наименование характерологической креатологии, ведутся сегодня за пределами медицины (психиатрии) в разных направлениях науки (педагогика, психология, различные отрасли социально-гуманитарного знания) и все они так или иначе связаны с проблемой изучения человеческого характера (в классическом, естественнонаучном, понимании), как и с проблемой творчества. Создание электронного ресурса призвано содействовать научно-исследовательской работе специалистов, объединившихся вокруг изучения данной проблематики (врачей, психологов, педагогов, гуманитариев), и которые ставят своей целью достигнуть понимания феноменов науки, культуры, искусства, политики, религии (продолжая работать каждый внутри своей области) исходя прежде всего из изучения природы человеческого характера.

Проект предполагается разрабатывать с привлечением значительного материала (научного, художественного, графического), накопленного автором метода (М. Е. Бурно), многими его последователями в России и за рубежом в процессе терапевтической и профилактической работы с пациентами и здоровыми людьми в ТТС.

Ожидаемые результаты: а) разработка полнотекстового электронного ресурса, посвященного междисциплинарным исследованиям творческого процесса (на базе метода ТТС); б) размещение на электронном портале материалов научно-исследовательского, методического, образовательного, информационного характера, демонстрирующих основные полученные результаты; в) создание в сети Интернет дополнительных возможностей коммуникации членов научного сообщества, сложившегося вокруг изучения классической характерологии и психотерапии в России и в зарубежье (через работу интернет-форумов, информ-блогов и др.).

Реализация проекта позволит внести вклад в осмысление целого ряда фундаментальных научных проблем. Первая группа проблем — это проблемы, связанные с философией клинической медицины, клинической психотерапии, философией естественнонаучного знания как такового. Суть проблемы в том, что в современной психологии, психотерапии недостаточно отрефлексированной остается важность методологического разграничения области собственно психологического знания (и основанных на нем психотерапевтических техник-подходов) и знания естественнонаучного. Последнее, представленное прежде всего традицией клинической медицины, психотерапии (Э. Кречмер, Я. Клези, М. Мюллер, С. И. Консторум, П. Б. Ганнушкин, М. Е. Бурно), и составляющее основу естественнонаучного, клинико-реалистического знания о человеке («реалистическое человекознание»), активно теснится сегодня разнообразными психологическими подходами, в основном западного (американского, западноевропейского) происхождения. В этих условиях актуальнейшей научной задачей становится разработка философии клинической медицины, клинической психотерапии (в отличие от различных философско-идеалистических подходов, на которых базируется не клиническое, — в узком смысле, — психологическое, знание).

Вторая группа проблем связана с развитием собственно естественно-научного знания о человеке, представленного в первую очередь клинической (естественно-научной, реалистической) характерологией Э. Кречмера, П. Б. Ганнушкина, М. Е. Бурно. Сегодняшняя естественнонаучная характерология, основываясь в целом на учении немецкого психолога и психиатра Э. Кречмера о предопределенности характера человека его биологической конституцией («соматоориентированная характерология»), и вбирающая в себя многое из учения классиков, продолжает развиваться и обогащаться новыми знаниями. В частности, важный научно-исследовательский и одновременно научно-практический результат такого развития представляет введение в группу основных человеческих характеров (среди которых известные еще классикам синтонный, шизотимный, эпилептоидный, астенический и др. типы) т. н. полифонического («шизофренического») характера (характер впервые описан московским медицинским психологом Е. А. Добролюбовой). Обогащение характерологических знаний новыми понятиями и терминами (такими как «полифонический характер», «шизофреническая конституция», «характерологическая креатология» и др.) имеет большое значение как для лечебной и психопрофилактической практики, так и в неменьшей степени для фундаментального знания, становясь важным инструментом междисциплинарных исследований человека, человеческого характера и связанных с ними проблем творчества («характерологическая креатология»).

Сферами использования проекта являются как традиционная научно-практическая сфера применения Терапии творческим самовыражением (работа с пациентами с разнообразными хроническими тревожно-депрессивными расстройствами), так и различные области немедицинского применения ТТС (в педагогике, психологии, философии, политологии, культурологии, искусствоведении).

Проект рассчитан на широкий круг пользователей, имеющих практический интерес и потребность в изучении человеческих характеров, клинической терапии творчеством, духовной культурой. Пользователями проекта могут быть академические ученые, вузовские преподаватели, специалисты-практики (врачи-психотерапевты, педагоги, психологи), студенты, аспиранты, — все, интересующиеся проблемами фундаментального естествознания, практического человековедения, теорией искусства, культуры, профессионально работающие «на стыке» гуманитарных и естественно-научных дисциплин.