Наши партнеры:
Московский гуманитарный университет
Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования
Профессиональная психотерапевтическая лига

Педагогика и психология

В работе на конкретных примерах показано, как Терапия творческим самовыражением (Характерологическая креатология) благодаря заинтересованности и энтузиазму многих специалистов в России и за рубежом работает сегодня за пределами медицины (медицинской психотерапии): в педагогике и психологии. Анализируются работы по ТТС педагогов и психологов из Кемерово, Новокузнецка, Одессы, Омска, других городов России и ближнего зарубежья.
Обзор литературы, посвященной Терапии творческим самовыражением, дает основание утверждать, что этот клинический метод, кажется, повторяет судьбу психоанализа. Как и метод 3. Фрейда, первоначально нацеленный на лечение неврозов, прием М. Е. Бурно, созданный для оказания психотерапевтической помощи пациентам дефензивной (пассивно-оборонительной) структуры личности, получает сегодня применение в сферах человеческой деятельности, далёких от медицины. Одной из таких сфер стала педагогическая (психолого-педагогическая) практика.
Терапия творческим самовыражением (ТТС) давно уже вышла за ворота медицины, став характерологической креатологией. Совершилось это благодаря тому, что, прежде всего, многие психологи и педагоги потянулись к этому методу. Однако и в школе, и в детском саду ТТС (ХК) остается самою собой: это не просто свободное творческое самовыражение, а творческое самовыражение, исходя из природы характера. Дети знакомятся, например, с характерами зверей из сказок, с характерами растений, писателей, художников, примеривая к ним свои характеры. Старшеклассники уже охотно изучают элементы характерологии.
Значимость представленной в статье психолого-педагогической программы заключается в том, что занятия по психопрофилактике в социокультурном развитии призваны помочь кадетам открыть ценности национального и вселенского духа, побуждать духовные, нравственные, интеллектуальные и творческие искания. Эти занятия есть своеобразная мастерская по передаче общечеловеческих ценностей в условиях реализации здоровьесберегающих технологий, гуманистического стиля взаимоотношений, личностно-ориентированного подхода сотрудничества, творчества, возможности творческого самовыражения.
Медицинская (клиническая) психология сложилась в своих классических естественно-научных основах как область клинической медицины, прежде всего, благодаря немецкому психиатру Э. Кречмеру (1888–1964) в первой трети ХХ века. Научной основой этой психологии, по Кречмеру, должно быть не чисто психологическое (идеалистическое) движение мысли Фрейда, Ясперса и других исследователей психологического склада ума, а именно «строго естественно-научные построения», понимание биологической основы даже «более высоких душевных процессов».
Характерологическая терапия творческим самоутверждением (ХТТС) — новый комплексный психолого-педагого-философский метод в системе гуманитарных наук. Особенностью и главным отличием ХТТС от педагогической психологии является строго дифференцированный на основе клинической характерологии Э. Кречмера, П. Б. Ганнушкина, М. Е. Бурно подход к каждой личности, как субъекту собственного жизненного пути.
В настоящее время актуальным и перспективным для дальнейшего развития научно-практической школы ТТС является интеграция знаний, накопленных в ее естественно-научном и гуманитарном направлениях. Для решения данной проблемы возникла необходимость выделения новой междисциплинарной области изучения характерологических и психологических закономерностей и механизмов личностного роста человека до наивысшего уровня посредством творческого самовыражения и творческого самоутверждения — характерологической акмеологии.
В статье предлагается обсудить возможности более широкого использования положений психотерапевтического метода ТТС. Поднимается вопрос о допустимости некоторой его модификации, позволяющей привлечь многочисленный круг сторонников использования идей ТТС не только в лечебных психотерапевтических целях, но и в целях педагогики, гармоничного личностного развития, формирования психологической адекватности, зрелости, целостного мировоззрения.
В статье описан опыт работы по оказанию очного психологическое консультирования и психолого-педагогической помощи детям в Центре психолого-педагогической помощи Комитета социальной защиты г. Новокузнецка. Именно здесь возникла идея разработки нового направления работы с детьми подросткового возраста из социально неблагополучных семей на базе учреждений социальной защиты. Целью работы с детьми в данном направлении является гармонизация формирующейся личности, профилактика социально-психологической дезадаптации подростков группы риска.
Страницы 1 2