Руднев В. П. Полифонический характер (в культуре XX в.)
ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР (см. также характерология) — одна из разновидностей характерологической мозаики, то есть сочетания в одной личности нескольких равноправных, но обычно не сочетаемых характерологических радикалов, свойственная людям, страдающим малопрогредиентной, то есть вялотекущей, неврозоподобной шизофренией (см.) с отсутствием дефекта и слабо выраженным схизисом. Вот что пишет о полифоническом характере психотерапевт Е. А. Добролюбова, которая ввела это понятие:
"Полифоническая мозаика это одновременное сосуществование в человеке богатой чувственности (чувственного склада=радикала) и высокой аналитичности (аналитического склада=радикала), Художника и Ученого. Шизофреническая картина есть образ=понятие, она близка к эмблеме, как бы принадлежит не только к искусству, но и к литературе: в литературе больше обобщения, больше мысли. В узком смысле полифоническая мозаика — одновременное звучание нескольких характерологических радикалов. Художественное полотно создается одно-временно, например, аутистическим, психастеническим, истерическим, эпитимным радикалами (одного и того же человека). Благодаря наличию, как правило, нескольких реалистических радикалов автор выглядит в философском смысле все же материалистом, хотя и “странным”. В самом узком смысле полифоническая мозаика есть присутствие в один и тот же момент не борющихся друг с другом противоположных состояний, настроений”.
Полифонический характер весь как бы состоит из осколков, как мозаика Ломоносова, посвященная Полтавской битве: подобно сангвинику, шизофреник радуется жизни, подобно психастенику, переживает и рефлексирует, подобно эпилептоиду, страдает вспышками ярости, подобно истерику, рыдает и устраивает сцены. Все это существует в мозаическом характере шизофреника “то вместе, то поврозь, а то попеременно”, и все это чрезвычайно мучительно как для самого больного, так и для окружающих его близких людей.
Но нет худа без добра. Шизофреническое, расщепленное, мозаическое начало настолько органически вошло в антураж XX в., что при помощи шизофренического полифонического мышления создано огромное количество шедевров живописи, музыки, кинематографа, поэзии, философии и психологии XX в.
Роль таких осколков в искусстве XX в, прежде всего играют цитаты. “Можно поднять игру на высшую ступень, играя с формами, из которых ушла жизнь". Это говорит черт композитору-шизофренику Адриану Леверкюну, герою "Доктора Фаустуса" Томаса Манна. По сути в этом высказывании вся философия искусства XX в. Все оно представляет собой пеструю мозаику цитат. Один из классических музыкальных шедевров XX в. “История солдата" Игоря Стравинского строится как коллаж цитат из церковной музыки (григорианский хорал), частушечной мелодики, военных маршей, городского романса. Вспомним также поэму Блока "Двенадцать", где воровские куплеты перемежаются с городским романсом, пафосным одическим воспеванием красногвардейцев и маршевыми ритмами. Это тоже полифоническая мозаика, причем не только на уровне жанровой пестроты, но и на уровне стихотворных размеров — то четырехстопный хорей, то верлибр (см.), то ямб, то вообще неизвестно что. Все вместе это называется полиметрия, мозаика стиха. Кстати, и сам верлибр строится точно так же. Например, знаменитый верлибр Блока “Она пришла с мороза" (его анализ см. в статье верлибр). Вот современная полифонически-мозаическая поэзия на карточках Льва Рубинштейна (см. также концептуализм) , где каждая строка — осколок из какого-то разговора, какой-то жизни, какого-то мира:
Ну что я вам могу сказать?
Он что-то знает, но молчит.
Не знаю, может, ты и прав.
Он полезней и вкусней.
У первого вагона в семь.
В рассказе Борхеса "Утопия усталого человека" есть такой разговор:
— Это цитата? — спросил я его.
— Разумеется. Кроме цитат нам ничего не осталось. Наш язык — система цитат.
Конечно, Стравинский, Блок, Борхес и Рубинштейн — не шизофреники в клиническом смысле. Шизофренической в широком смысле является сама культура XX в. Почему? Потому что любое психическое расстройство — защита против угрожающей невротику или психотику реальности. XX в. и защитился шизофренической мозаикой от безумных противоречий, которые несла реальность чудес бурно развивающейся техники, ужасов мировых войн, геноцидов и тоталитаризма, теории относительности и квантовой механики — всего того, что невозможно было объяснить, оставаясь в рамках уютной модели мира, сформированной предшествующим столетием.
По сути шизофреническое, шизотипическое, шизоидное — это норма фундаментальной культуры XX в. Герман Гессе в романе про игру в бисер (которая тоже, конечно, образец мозаического мышления) попытался упорядочить и обезопасить эту “патологическую норму”, сделав из нее утопию. Ничего не вышло. Болезненное, подлинное шизотипическое искусство все-таки в гораздо большей степени адекватно XX в., нежели герметический квазиздоровый мир “Игры в бисер”. Франц Кафка, Осип Мандельштам, Даниил Хармс, Андрей Платонов, Михаил Булгаков, Уильям Фолкнер, Сальвадор Дали, Рене Магрит, Жак Лакан, Жиль Делез, Луис Бунюэль, Андрей Тарковский, Хорхе Борхес, Милорад Павич, Владимир Сорокин — вот подлинные мозаические герои XX в. (см. статьи “Замок”, “Мастер и Маргарита", “Шум и ярость", “Золотой век”, “Зеркало”. Хазарский словарь", "Норма"/“Роман”, принципы прозы XX в.).
В этом смысле один из самых удивительных персонажей культуры нашего столетия — австро-британский философ Людвиг Витгенштейн, страдавший латентной (неврозоподобной) формой шизофрении (подробно о Витгенштейне см. статью биография). Будучи автором одного из самых утонченных аутистических произведений (см. статью "Логико-философский трактат"), страдавший обсессивными расстройствами (см. обсес-сивный невроз и обсессивный дискурс), постоянным депрессивным чувством вины (см. депрессия), эпилептоидными вспышками ярости, он в то же время поражал знавших его людей, безграничной сангвинической теплотой и альтруизмом.
К концу XX в. большая шизофрения в искусстве все больше отходит на второй план, уступая место неврозоподобной, вялотекущей, так же как на смену серьезному модернизму Кафки, Дали и Хайдеггера в середине века пришел постмодернизм, который и есть латентная “нестрашная" шизофрения. Цитатная техника превращается здесь в безобидный пастиш, психотическое страдание уступает место вполне приемлемому бытовому безумию, на смену “Поминкам по Финнегану" и “Чевенгуру" приходят “Имя розы" и “Тридцатая любовь Марины", на смену Бунюэлю и Тарковскому — Тарантино и Альмадовар. Фундаментальное искусство и массовый соцарт перемешиваются в одну большую мозаическую кашу (см. также массовая культура). Эта замечательная полифоническая культурная помойка медленно перемещается в новое тысячелетие.
ЛИТЕРАТУРА
Бурно М. Е. О характерах людей. М., 1996.
Добролюбова Е. А. Шизофренический "характер" и терапия творческим самовыражением // Психотерапия малопрогедиентной шизофрении. I Консторумские чтения. М, 1996.
Волков П. В. Разнообразие человеческих миров: Руководство по профилактике душевных расстройств. М.: Аграф, 2000.