Гении и революционеры
Э. А. Соснин, А. В. Шувалов, Б. Н. Пойзнер. Из света в тень перелетая. Гении и революционеры. — М.: Аграф, 2015. — 544 с.
Авторы книги — психиатр, кандидат медицинских наук Александр Шувалов и два математика: доктор физико-математических наук Эдуард Соснин и кандидат физико-математических наук Борис Пойзнер.
Умная, подробно изложенная, аналитически острая книга о том, каким образом связаны между собой такие далёкие по своему социальному действию личности, как гении и революционеры.
Человек может и не знать, гений он или революционер, но это не мешает ему реализовывать типичные для них жизненные сценарии. Какие же это сценарии? На что направлены наши творческие усилия? Как оценить их? Так, чтобы окружающие разделили эту оценку. А если они сочтут нас сумасшедшими? На этот случай книга содержит патографии великих людей, часто называемых безумцами. Есть ли что-то общее в личностях этих двигателей прогресса? Чем они отличаются друг от друга? Насколько наше творческое поведение политически целесообразно? На эти и многие другие вопросы старается ответить эта книга. Она строго научная по способу мышления, броско-популярная по стилю написания и широко доступная всем интересующимся психологией и творчеством.
Слова «гений» и «революционер» превратились в клише, стёртые, а порой трудноотличимые. Часто их биографы вуалируют психические отклонения своих героев либо выпячивают их. В новой книге авторов эти понятия, как и душевные недуги творческих натур, подвергнуты анализу и реинтерпретации. Основой служит авторская градация творчества: на полюсах её Гений (созидатель) и Революционер (разрушитель). Подход оригинален тем, что их закономерные судьбы рассмотрены в тесной связи с их психической патологией и, одновременно, с жизнью той социальной системы, которую Гений создаёт, а Революционер губит. Обнаружено, что сходства и различия в структуре их творческих стратегий статистически достоверно соответствуют типу их психической патологии.
Проверяя концепцию, критерии и характеристики Гения и Революционера, комментируя эволюцию этих концептов, авторы привлекли более сотни источников и сюжетов из истории общественного сознания. Анализ культурного архетипа «бог–дьявол» выявил параллели в действиях Революционера и персонажей иудео-христианской демонологии, обнажил разрушительные для человека механизмы революции 1917 г. Знание их и раскрытых в книге закономерностей развития систем полезно критикам русской утопии сегодня.
Междисциплинарному содержанию книги отвечает нечёткость её жанра: гуманитарий, пожалуй, различит в нём элементы мениппеи.
Гениев всё чаще стараются уравнять со злодеями. Незабвенный Александр Сергеевич дважды предостерегал нас: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». «Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе». Но, увы, глубже не пошёл, и что мы сегодня имеем?
Копаясь «в грязном белье» Гениев, потеряли главное: «добрый» и «злой» — это этические категории, а не творческие. Гений может быть злым в быту, но это не относится к результатам его труда, которые всегда говорят сами за себя. Либо ты создаёшь гильотину, желая очистить мир от скверны, либо даёшь голодному миру пищу, создавая новый сорт растений. И какая при этом разница — добрый ты или злой человек?
Гений — это характеристика деятельности человека.
У Гения есть антипод. Это — Революционер. Он может нежно любить детей, но при этом организовывать еврейские погромы и сожжение книг, уничтожать произведения искусства и провозгласить основную заповедь национал-социалистов: «Верши, что нужно, без стыда, когда речь идёт о новой Германии!». Мы имеем в виду рейхсминистра НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (!) и президента имперской ПАЛАТЫ КУЛЬТУРЫ (!) Геббельса, который очень любил своих деток, но, тем не менее, со всей «революционной» беспощадностью приказал их умертвить.
Предлагаем с научных позиций подробно изучить вопрос: чем психологически различаются Гении и Революционеры?