Новая книга А.В. Шувалова и Л.Ж. Бузика
Опубликована новая книга из серии «Вечные спутники» психиатров Александра Шувалова и Олега Бузика, в которой авторы анализируют связь творчества с аффективными расстройствами.
[Шувалов А.В., Бузик О.Ж. Вечные спутники: творчество и аффективные расстройства. М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2017. — 304 с.]
Третья книга кажется наиболее актуальной. Алкоголизм, наркомания и тем более шизофрения (темы предыдущих книг авторов) представляются безусловными психическими расстройствами, имеющими негативную этическую окраску. А кого испугает сниженное или повышенное настроение, незначительная депрессия? Это вполне привычные, почти «нормальные» для нашего времени аффективные девиации, которые далеко не каждого человека заставят обратиться к психологу и уж тем более к психиатру.
Аффективные полярные состояния — мания и депрессия — определяют поведение человека, а у творчески одарённых людей, влияя на механизм творческого процесса, они проникают как в фабулу повествования, если речь идёт о писателе, так и в сюжет картины, если речь идёт о живописце. Эти аспекты аффективной патологии и составляют предмет изучения авторов книги.
Патографические исследования биографий исторических деятелей заставляют освободиться от трафарета, в который наше восприятие загнано со школьных лет. Спокойный, врачебный анализ действует именно на рассудок, а не на эмоции, активизирует рациональное начало и исправляет отношение к исторической фигуре, сложившееся стихийно. Антимифологичность патографических текстов является очень важным их свойством. Они производят санацию сознания в отношении к выдающимся личностям, которые — сознательно или неосознанно — мы выбираем в качестве положительных ориентиров, либо, напротив, в качестве негативных образцов, при этом не утомляя себя их более глубоким пониманием. И здесь — одно из оснований видеть в патографическом подходе социально ценное влияние.
Практика показывает безусловное влияние аффективных расстройств на творческий процесс, причём продуктивными в творческом отношении могут быть как гипоманиакальные (чаще), так и субдепрессивные состояния (реже). Незначительные расстройства эмоциональной сферы, не нарушающие адекватности мышления и поведения, в большинстве случаев оказываются вполне благоприятными для творческого процесса.
Авторы отмечают, что чаще всего максимальной продуктивности талант (гений) достигает исключительно в «особых состояниях творческого подъёма» психической деятельности: либо посредством того или иного психоактивного вещества, либо в состоянии «эндогенной творческой одержимости» (например, вследствие шизофренического процесса), либо в период «продуктивной маниакальности» («творческие запои» на фоне гипоманиакальной фазы циклотимии или маниакально-депрессивного психоза). Возможны и разнообразные сочетания этих состояний. Но всегда гений творчески продуцирует лишь то, что вытекает из структуры его личности, из глубины его чувств, из близких и понятных ему вещей, наполняющих его собственный уникальный мир. А эмоциональная окраска произведения напрямую зависит от состояния его аффективной сферы.
В книге идёт речь не только об истории аффективных расстройств, но и о связи творческого процесса с аффективными расстройствами. Приводятся примеры изображений аффективных нарушений в беллетристической литературе, живописи и кинематографе.
Клинические проявления депрессии следует рассматривать в определённом ракурсе. Депрессивное расстройство у любого человека должно протекать в рамках определённого комплекса специфических симптомов: тоска, двигательная и идеаторная заторможенность и т.д. Но все люди характерологически (меланхолики, холерики, сангвиники, флегматики) и по своему психическому преморбидному состоянию очень разные, поэтому было бы, по меньшей мере, странно, если бы в клиническом отношении депрессия протекала у всех одинаково.
Необходимо подчеркнуть разницу между депрессией как заболеванием и обычным житейским горем, которое может случиться с любым из нас. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд первый сравнил депрессивные состояния с нормальными переживаниями горя. «Он обнаружил важное различие между этими двумя состояниями: при обычных реакциях горя внешний мир переживается как уменьшившийся каким-либо важным образом (потеря значимой личности), в то время как при депрессивных состояниях то, что переживается как потерянное или разрушенное, является частью самого себя». (Мак-Вильямс Н., 2011). Человек, находящийся в депрессии, большую часть своего негативного аффекта направляет не на другого, а на самого себя. Этот факт делает более понятным механизм самоубийств у подобных больных. Таким образом, депрессия в некотором смысле противоположна горю. Не в последнюю очередь по этой причине депрессивные люди, и это видно из приведённых авторами примеров, легче нравятся окружающим и могут даже вызывать восхищение, так как они направляют свою ненависть на себя, а не на других. При этом они, как правило, великодушны, чувствительны и терпеливы к недостаткам.
Проведённое ранее одним из авторов исследование показало, что у лиц с разной творческой направленностью доминируют различные психические расстройства. Например, у писателей и поэтов (исследовано 455 чел.) достоверно чаще встречается алкоголизм, у художников и философов (221 чел.) — шизофреноподобные заболевания и т.п. И наоборот: среди известных философов и религиозных деятелей (100 чел.) не было ни одного случая алкогольной зависимости. (Шувалов А.В., 2004).
Авторы сознательно старались избегать доминирования какой-либо одной профессиональной направленности, и приводим примеры как композиторов, так и литераторов, художников, философов и политических деятелей. Поэтому во второй части уже традиционно приводятся 15 патографических исследований различных выдающихся деятелей (Хуго Вольф, Вирджиния Вулф, Всеволод Гаршин, Уолт Дисней, Александр Дюма-отец, Генрих фон Клейст, Вивьен Ли, Исаак Левитан, Карл Маркс, Эрнст Хемингуэй, Никита Хрущёв, Пётр Чайковский, Уинстон Черчилль, Фредерик Шопен, Артур Шопенгауэр).
Важно отметить тот факт, что патографические исследования творческой личности начинают приобретать прикладное значение. Оригинальный подход к рассматриваемой теме проявили учёные из Томского университета (профессора Эдуард Анатольевич Соснин и Борис Николаевич Пойзнер), совместив классификацию политических лидеров и научных школ с различными видами психопатологических расстройств в таких дисциплинах, как социальная психология и «политическая психопатология» (Соснин Э.А., Шувалов А.В., Пойзнер Б.Н., 2013; Соснин Э.А., Шувалов А.В., Пойзнер Б.Н., 2015; Аникин В.М., Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А., Шувалов А.В., 2015). Авторы приходят к выводу, что психопатологические особенности личности статистически значимо влияют на выбор ею определённого стиля лидерства как в политической, так и в научной деятельности. Они могут сформировать творческий тип Гения с релевантным стилем лидерства или тип Революционера (антипод Гения), который разрушает старую систему, чтобы построить новую. Обнаруженные корреляции придают достоверность положениям, составляющим основу междисциплинарного направления исследований — т.н. «политической психопатологии». Если в контексте приведённых исследований рассмотреть аффективные расстройства, то оказывается, что они преобладают у «номинальных» лидеров («Потребители», по классификации авторов) и реже всего встречаются у «авторитарных» лидеров («Революционеры».
Таким образом, методы патографического исследования, как в своё время психоанализ Зигмунда Фрейда, могут и должны распространяться не только на исторических деятелей и корифеев культуры, но и на произведения литературы и искусства, на социальные и научно-исследовательские институты, государственную и политическую деятельность.
Книга представит интерес не только узкому кругу профильных специалистов, но и большинству читателей, так или иначе связанных с творческим процессом.