Наши партнеры:
Московский гуманитарный университет
Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования
Профессиональная психотерапевтическая лига

Мижерова К. М. Характер Маркса и его отражение в творчестве

Множественность взглядов в экономике, часто противоречивых, будоражит экономический научный мир и вызывает массу вопросов. В сложившейся ситуации представляется естественным высветить группы экономистов с различными типами экономического мышления. Характер в экономике выражается прежде всего в способности, в характере мышления. Невозможно изучать изолированно характер мышления, следует двигаться от особенностей мышления людей с предрасположенностью к определенному мироощущению.

Обратимся к изучению характера и его отражения в научном творчестве классика в экономике Карла Маркса. Личность Маркса хорошо известна, поскольку в социалистических странах с особенной тщательностью собирали факты, представляющие его человеческие особенности.

Характер Маркса звучит и в письмах. Жизнелюб, матерый материалист и романтик «сверху» (как чувствовать, что всеобщая сознательность возможна!). Известно, что Маркс глубоко разработал «тему живота». (Известный анекдот: «где истина? — Соломон показывает на лоб, Христос — на сердце, Маркс — на живот, Фрейд сказал..., Эйнштейн — все относительно»).

В чем же особенности мышления Маркса, которые произрастают из особенностей его души? Большой, совершенно особенный охват интересов, который так связан с его синтонным (естественно-жизнелюбивым) природным характером, соответствующем этому характеру мышлением. Он интересуется всем! Здесь уместно было бы вспомнить Герберта Спенсера. Трезвость, ясность выражения мысли, так что «и сказать в ответ нечего». Всюду ясно для чего это нужно, для чего сгодится, не возникает вопросов «для чего это?», и рядом с этим жизнелюбие. В отличие от аутистов (замкнуто-углубленных). Аутисты зачастую и сами не знают «для чего это?» — но в их построениях звучит символика, потаенный смысл (означающий для них знак «оттуда», из мира Духа).

Было бы интересно «окружить» Маркса исследователями, подобными ему по характеру научной мысли. Можно вспомнить близкого по характеру научной мысли Ломоносова, у которого мысль выходит из опытов, а не «сама из себя» (т. е. теоретически). И также широк охват интересов. Интересно вспомнить физика Фарадея, его лекцию «Пламя свечи», или лекции, которые он читал всему народу. Это тоже синтонное (сангвиническое) свойство, — читать публично. Понятно, что если сравнить синтонно-мыслительного Маркса с художественно-синтонным Мопассаном, они разные. Но синтонно-реалистическое жизнелюбие-мироощущение, выволакивающее из расстройств настроения, — это у них общее. Надо отметить, что синтонные мыслители («аутистоподобные синтоники») нередко идут в науку. Они же тянутся и к теории, и все же их теоретические построения насквозь практичны.

Ленин очень ясно, по-своему, толковал диалектический материализм, но видел в нем «только себя». Все остальное (что не материализм) для него — «пустоцвет». Маркс и Энгельс тоже полагали, что все остальное ошибка. Но, все-таки, Ленин чувствовал, что идеализм есть особый взгляд на мир. Так, основатель советского государства так же считает английского мыслителя-идеалиста Беркли классиком, в сравнении с классиками материализма (Марксом и Энгельсом). В работе  «Материализм и эмпириокритицизм» говорит о том, что «две основные линии философских воззрений намечены здесь с той прямотой, ясностью и отчетливостью, которая отличает философских классиков от сочинителей «новых» систем в наше время» (Ленин, 1952: 14). А классика — это то, что остается, то, что выражает хотя бы деталь, «нитку» жизненной правды (М. Е. Бурно).

Итак, сначала постигаем характеры, потом национально-психологические особенности, «спаянные» с характерами. Характерология здоровых. Невозможно ее изучать без опыта. Этот опыт есть чувство, искусство. Медицина — научное искусство — участие чувства в работе и диагностической и лечебной с последующим или одновременным размышлением. Именно поэтому медицину невозможно изучить по книгам, картинкам. Необходимо ее чувствовать. Так, в клинической (особенно пограничной) психиатрии необходимо чувствовать людей. Не просто оценивать с точки зрения какой-либо логической фигуры. Только тогда формируется клинический опыт. Чувствуешь, а потом аргументируешь. Это не интуиция, которая врожденна, а непосредственное соприкосновение органов чувств с тем, что исследуешь. Клиническое чутье аргументируется в клиническом мышлении, описании. И сравнить этот клинический опыт можно с жизненным опытом старика, который, не читая характерологии, чувствует характеры и даже может их объяснить «своими словами» (М. Е. Бурно). Психиатрический, психотерапевтический клиницизм — это все-таки реалистическое, «наше», российское. Хотя он и стал поначалу развиваться в странах немецкого языка, материалистами тех стран. Потом волны психоанализа и экзистенциализма потеснили клиницизм как «убого-материалистическое». А в России только это не-идеалистическое и может развиваться, притом в своем по-своему одухотворенном виде[1].

В основе клинического изучения здоровых и больных характеров в творчестве («характерологическая креатология» — Бурно, 2011)) — естественно-научное мироощущение. Естественно-научный материализм («незаконченный материализм» — с точки зрения марксизма (Философский энциклопедический словарь, 1989: 191)). Диалектический материализм — «закончен» в том смысле, что убежден в единственной своей правоте и таким образом «замкнут» в себе самом.

Было бы весьма важно сегодня изучить разные характерологически обусловленные типы экономического мышления (материалистические, идеалистические, возникшие на основе «смешанного» мироощущения — полифонического или эндокринного) на базе естественно-научного материализма, характерологической креатологии. Это помогло бы особенно молодым ученым-экономистам быть в своем творчестве самими собою.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурно, М. Е. О «характерологической креатологии» и психотерапии здоровых» // Сайт Профессиональной психотерапевтической лиги. URL: http://www.oppl.ru/o-harakterologicheskoy-kreatologii-i-psihoterapii-zdorovyih.html

Ленин, В. И. (1952) Сочинения в 45 томах. Т. 14. Изд. 4-е. М.: Политическая литература.

Философский энциклопедический словарь. (1989) М.: Советская энциклопедия.

 

Сообщение на секции «Терапия творческим самовыражением» Международного конгресса «Психотерапия, консультирование, коучинг: традиции и современность». Москва, 02 июня 2006 года.


[1] Может, по-видимому, развиваться и идеалистическое, но в по-российски преломленных формах (например, российская мультимодальная психотерапия) (прим. ред.).