Наши партнеры:
Московский гуманитарный университет
Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования
Профессиональная психотерапевтическая лига

Холопенко Н. А. Особенности применения ТТС (характерологической креатологии) в области социальной защиты

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, актуальными стали проблемы социально неблагополучных семей. Особенно незащищенными в этой ситуации оказались дети. Одной из актуальных проблем Кузбасса остается проблема бедности семей с детьми. В области 93 тысячи детей проживает в неполных семьях, причем 73% из них живут в малоимущих семьях. 60 тысяч детей воспитывается в многодетных семьях, из которых 81% нуждающихся. Поэтому в области социальной поддержки семьи и детей являются важными оказание адресной помощи нуждающимся семьям с детьми, социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, жизнеустройство и профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной ситуации. В области действует 36 детских приютов, в которых содержится 5,5 тысяч детей в год. За последние годы в г. Новокузнецке растет число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2000 году таких семей было 596 и 1542 ребенка, проживающих в них. В приютах находятся дети, оказавшиеся на улице, при живых родителях; сироты, дети родителей, лишенных родительских прав, а также дети асоциальных семей.

Зачастую образование этих детей начинается с возраста гораздо более позднего, чем 7 лет. К 13–14 годам они заканчивают 3–4 класса, а бывает, что в 15 лет подросток осваивает программу первого класса. Это дети группы риска.

Основными психологическими проблемами таких детей являются чувство неполноценности, агрессивность, неадекватная самооценка, тревожность и отсутствие конструктивных коммуникативных навыков.

Все эти проблемы особенно яркими становятся в подростковом возрасте, кризисном периоде в развитии ребенка. В силу сложности и противоречивости особенностей подростков, их часто негативного отношения к себе, неблагополучия социальных условий их развития и утраты прежних ценностных установок общества, возникает опасность асоциального развития личности.

В тоже время именно в этот период у детей возникают потребности в самопознании, в развитии ценностной и эмоционально-волевой сфер, интерес к другим людям и окружающему миру, чувствительность к возникновению и усилению ярко выраженных личностных качеств.

В возрасте 12–14 лет формируются те компоненты «Я», которые связаны с осознанием сходства — различия себя и других людей.

И. С. Кон об этом периоде пишет так: «Подросток редко отдает себе сознательный отчет в своих переживаниях, но подсознательно он внимательно прислушивается к себе. Это вызывает значительные колебания в устойчивости «образа Я» и уровня самоуважения. По данным американских психологов в 14 лет усиливается склонность к самонаблюдению, снижается устойчивость «образов Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно меняется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, чем младшим детям кажется, что родители, учителя и сверстники дурного мнения о них. Чаще они испытывают депрессивные состояния» (Кон, 1979).

Таким образом, для подростков характерна сензитивность (чувствительность) ко всему, что касается их личности, характера, поведения.

А вот в школе, в приюте часто о характере детей говорят с негативным оттенком: «Характер решил показать», «ну и характер у неё». Тем самым, обостряя и без того значимые для подростков проблемы. Особенно достается тем, у кого характеры живые, подвижные, сильные — тем, кто сопротивляется психологическому давлению.

Поэтому так важно научить подростка видеть не только свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, сильные стороны своего характера. Помощь в лучшем понимании себя, своих возможностей, в расширении видения мира — в этом нуждается большинство подростков, и особенно дети социально незащищенные, дети группы риска.

И такую помощь детям 12–15 лет можно осуществлять, применяя в психокоррекции элементы метода Терапии творческим самовыражением (характерологической креатологии).

В нашем учреждении — Центре психолого-педагогической помощи Комитета социальной защиты г. Новокузнецка с 1999 года осуществляется очное психологическое консультирование и психолого-педагогическая помощь детям. Здесь и возникла идея разработки нового направления работы с детьми подросткового возраста из социально неблагополучных семей на базе учреждений социальной защиты. Целью работы с детьми в данном направлении должна была быть гармонизация формирующейся личности, профилактика социально-психологической дезадаптации подростков группы риска.

Работа в этом направлении началась в феврале-марте 2002 года. Проводилась она с детьми, посещающими социально-реабилитационное отделение дневного пребывания для несовершеннолетних филиала №3 Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района г. Новокузнецка. Это дети 12–14 лет из малоимущих, неполных, многодетных или асоциальных семей. Занятия проводились с двумя группами детей.

Далее работа с детьми методом ТТС была продолжена в апреле–мае 2003 года, она проводится и сейчас. Мы сотрудничаем с психологами приютов «Берег надежды» и «Алые паруса» и проводим занятия с детьми этих приютов. Две группы в «Алых парусах» и одна в «Береге надежды», всего это порядка 20 детей.

Была разработана программа на основе метода Терапии творческим самовыражением (автор метода — доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования М. Е. Бурно).

В основе данного метода — изучение с лечебной целью пациентами собственных характеров и характеров других людей, проявление этих особенностей в индивидуальном творческом самовыражении, переживание творческого вдохновения при создании творческих произведений или при встрече с тем, что близко. Автор метода М. Е. Бурно называет этот процесс «терапия счастья быть самим собой в жизни среди людей с осознанием общественной полезности» (Бурно, 1989: 285).

Целью занятий является самопознание детей, снижение тревожности, развитие уверенности в себе, знакомство с культурой. В задачи программы входит следующее:     

— познакомить участников с типологией характеров, уделяя особое внимание сильным сторонам характеров;

— показать неповторимость и ценность индивидуальности, необходимость проявления уважения к особенностям других людей;

— организовывать ситуации познания участниками группы особенностей своего характера в творческом самовыражении;

— сформировать позитивное отношение к проявлениям особенностей собственного характера и характера другого человека.

Терапевтический эффект достигается в процессе творческого самовыражения детей, при общении с духовно-близким, «созвучным» в природе, человеческой культуре. При этом происходит познание, оживление, принятие и проявление творческой духовной индивидуальности людей.

Программа состоит из 10 занятий, периодичность занятий — 1 раз в неделю, длительность занятия — 60–80 минут.

Занятия проводятся в отдельном специально оборудованном помещении, в камерной обстановке (малый свет — свечи, чай) с использованием художественных альбомов, просмотром слайдов.

Работа с детьми подросткового возраста объединяет в себе ситуации психологического просвещения, группового и индивидуального консультирования, элементы развивающей работы.

Позитивное творческое общение по форме может быть свободным обсуждением, беседой, позитивным диалогом, воспоминанием, рефлексией. Это способствует самораскрытию и выражению собственного мнения участников.

Необходимо отметить интерес детей к новому, особенно к живописи — к картинам, книгам, художественным альбомам, который возникает на первых же занятиях. Удивительно то, что, рассматривая картины, дети иногда очень точно и тонко подмечают черты характера художников их создавших. Строгость авторитарных, доброту и мягкость синтонных, как во сне или в сказке у аутистов (замкнуто-углубленных). Как бывает радостно, когда видишь в глазах детей интерес, когда ребята начинают понимать, принимать и чувствовать природные особенности своего характера.

Сильный эмоциональный отклик у детей вызывает обстановка проведения встреч — свечи, самовар, слайды. Я помню, как на первой встрече, мальчик из приюта удивленно и благодарно спросил: «Это что, всё для нас?».

В ходе первых занятий чувствовалась некоторая неуверенность, скованность детей. Это наблюдалось по статичным скованным позам, неподвижным лицам, негромкому, монотонному голосу. Высказывания детей были короткими, причем, в основном они инициировались ведущим. Иногда дети отказывались говорить. Общение между собой сводилось либо к попытке установить тишину, либо к агрессивным проявлениям. Дети плохо слушали друг друга, быстро уставали. Внимание детей в начале занятия более устойчиво, затем дети начинают больше отвлекаться.

В ходе занятий интерес к новому усиливался благодаря положительному вниманию, заинтересованности, поощрению высказываний собственных мнений детей со стороны психолога. Это помогло детям почувствовать себя более успешными и уверенными.

На последних занятиях дети высказываются чаще, проявляя при этом собственную инициативу. При этом их высказывания более спокойные, уверенные, в соответствии со своей индивидуальностью. Дети проявляют больше внимания и интереса к высказываниям других участников группы. Позы детей стали более естественными, лица оживлялись, голос становились богаче по интонациям и громче, даже глаза как будто начинали оживать.

Вообще дети с радостью идут на наши занятия. Мне запомнился одни случай, когда мальчик вошел в кабинет перед нашей третьей встречей оживленный и сразу, ещё не раздевшись, спросил меня: «А как вас зовут?»; именно на этой третьей встрече он начал говорить, а на первом занятии он отказался даже представиться. Большое впечатление на Мишу (так зовут этого мальчика) произвели картины Левитана, Поленова, Айвазовского. Позже оказалось, что у него есть способности к рисованию.

Разные формы заданий (рассматривание картин, создание зрительного образа и рисование его, рассказ о впечатлениях) побуждали детей к творческим проявлениям.

Результатом проведения программы явилось некоторое снижение уровня тревожности детей, повышение общего фона настроения и активности, поведение стало более естественным. Наблюдался также рост познавательного интереса и интереса детей к процессу самопознания, а также интереса к проявлениям других участников группы и более внимательное к ним отношение.

Конечно, проведенных занятий недостаточно для достижения целей, поставленных в программе. Однако и они помогают детям почувствовать свою индивидуальность и неповторимость, стать увереннее, понять, как много в мире нового, прекрасного и еще неизвестного им.

Анализ проведенных занятий указал на необходимость коррекции программы в соответствии с особенностями детей. Цель коррекции — сделать содержательную часть программы более короткой и эмоционально насыщенной. Проведение занятий должно быть более динамичным, обсуждаемые вопросы должны быть более понятными детям и затрагивать темы, волнующие их. Необходимо тщательнее подбирать состав участников группы: по возрасту — близкий к 14–15 годам; по психологическим характеристикам — обязательное наличие дефензивности.

Важным фактором терапевтического воздействия является личность самого ведущего, его способность быть эмпатичным, умение слушать, понимать переживания и взаимодействовать с детьми, учитывая их возрастные особенности и индивидуальные, обусловленные характером потребности.

Ещё я хотела бы сказать, что дети, с которыми я встретилась благодаря ТТС, замечательные — добрые, заботливые, честные, снова и снова доверяющие нам взрослым. Я в этом убедилась на деле. Я у них многому учусь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурно, М. Е. (1989) Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина.

Кон, И. С. (1979) Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учебное пособие. М.: Просвещение.