Наши партнеры:
Московский гуманитарный университет
Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования
Профессиональная психотерапевтическая лига

Филозоп А. А. Психотерапевтические возможности патографии в акмеологическом варианте клинической терапии духовной культурой

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ ТТСБ: СУТЬ ПОДХОДА

Клиническая терапия духовной культурой — это область клинической психотерапии, в которой основным специфическим механизмом, объединяющим различные лечебные воздействия культурными феноменами, является терапевтическое творческое (креативное) переживание-вдохновение, приводящееся в действие в соответствии с клиническими особенностями страдания пациента и его характерологической почвы — замкнуто-углубленной, синтонной, тревожно-сомневающейся и т. д. В клинической терапии духовной культурой осуществляется синтез лечебного воздействия духовных ценностей, творческого общения пациента с природой, с людьми, особого погружения в прошлое, путешествий, а также создание различных творческих произведений (Бурно, 2006).

Следует особо подчеркнуть, что клиническая терапия духовной культурой — это не один из вариантов арт-терапии или экзистенциально-гуманистической психотерапии, где помощь пациенту осуществляется без опоры на клиническую картину, особенности его характера, личностную почву.

Различные приемы клинической терапии духовной культурой можно обнаружить в российской клинической психотерапии уже в ХIХ веке. В научно-практической школе «Терапия творческим самовыражением (М. Е. Бурно)» (ТТСБ) они обрели свою целостность, воплотились в новый терапевтический подход помощи дефензивным людям испытывать «счастье быть самим собой (сообразно своей природе) с осознанием своей общественной полезности» (Бурно, 2006а: 341).

Сущность ТТСБ как клинико-психотерапевтического метода состоит «в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии творчеством своей индивидуальности, своего места среди людей, «силы своей слабости» и в личностном, творческом самоутверждении» (Бурно, 2006: 80).

В настоящее время ТТСБ имеет два вектора развития: 1) лечение дефензивных психопатов и малопрогредиентно-шизофренических пациентов; 2) естественнонаучное исследование природных особенностей и характерологических закономерностей творчества (в самом широком смысле) — характерологическая креатология.

Характерологическая креатология, объединяющая различные варианты применения ТТСБ в немедицинской сфере помощи дефензивным людям, включает в себя гуманитарно-культурологическое, направление школы ТТСБ — Характерологическую терапию творческим самоутверждением (ХТТС) — гуманитарно-культурологический комплексный метод самоутверждения и духовного роста человека в творческой деятельности (автор метода Е. А. Поклитар). ХТТС более двух десятилетий разрабатывается одесскими специалистами различного профиля: врачами, психологами, педагогами. Оформление ХТТС в конце прошлого века в самостоятельную ветвь школы ТТСБ связано с экстраполяцией авторского метода М. Е. Бурно изначально в контекст педагогической и философской моделей психотерапии, а затем и в плоскость научно-практического психологического знания.

Приоритетным в терапевтической работе ХТТС, как указывает Е. А. Поклитар, становится помощь, направленная на решение проблем адаптации к микро- и макросоциальной среде, коррекции психической неуспешности, личностный и духовный рост, повышение качества жизни человека (Избранные труды…, 2007).

Акмеологический вариант клинической терапии духовной культурой, являющийся практическим выражением базисных положений ХТТС, послужил основой для реализации программ оказания терапевтическо-акмеологической помощи дефензивным людям в рамках характерологической акмеологии (Филозоп, 2011).

Основные цели акмеологического варианта ТТСБ:

1. Терапевтическая цель — помочь дефензивному человеку быть «самим собой», по-своему, сообразно природе характера (характерологического радикала), обрести свой целебный путь-смысл в жизни; открыть, актуализировать резервы собственной дефензивности в общественной, нравственной деятельности (Бурно, 2006а).

2. Цель акмеологическая — помочь дефензивному человеку реализовать потенциал своего характера (характерологического радикала) личностно, сообразно своему возрасту и полу, через конкретное дело в жизни, достигая на этом пути духовно-нравственной вершины в системе действенных отношений человека к другим людям и к миру в целом, т.е. своего личностного акме.

В данной работе предпринята попытка впервые рассмотреть психотерапевтические возможности патографических исследований под углом зрения характерологической акмеологии — новой, междисциплинарной научно-практической области помощи дефензивным людям в достижении личностного акме посредством изучения конституциональных и характерологических закономерностей и механизмов достижения человеком вершины своего личностного становления (акме) на различных этапах жизненного пути (Филозоп, 2011).

 

ПАТОГРАФИЯ В КОНТЕКСТЕ АКМЕОЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПСИХОТЕРАПИИ

Патография (греч. рathos — болезнь, grapho — писать) как область исследования не имеет в научном сообществе общепринятого определения собственного предмета. Напротив, существуют различные планы понимания содержания и функций патографии: психопатологический, психоаналитический, клинико-диагностический, культурологический и др.

Наиболее редуцированно понятие «патография» представлено в Толковом словаре психиатрических терминов В. М. Блейхера, и И. В. Крук, где она определяется как «изучение творчества писателей, поэтов, художников, мыслителей с целью оценки личности автора как психически больного» (Блейхер, Крук, 1995: 386). Полярная точка зрения на сущность патографического исследования отражена в определении, сформулированном А. И. Сосландом, который подразумевает под патографией любое усмотрение, описание и анализ психопатологических и патопсихологических феноменов за пределами собственно психиатрической и психотерапевтической деятельности (Сосланд, 1999).

Психотерапевтическая грань патографии впервые выделяется М. Е. Бурно. Он указывает, что патография — это «область клинической психотерапии, исследующая процесс лечения незаурядным творчеством, то есть изучающая лечебное творчество одаренных людей, творчество, сообразное душевным, духовным особенностям творца» (Бурно, 2006а: 324). Психотерапевтическая ценность патографии состоит в том, что в рамках ТТСБ в процессе разнообразных форм творческого самовыражения, изучая элементы психиатрии, характерологии пациент отталкивается от результатов творческого процесса знаменитых писателей, поэтов, художников и т. д., большинство из которых или имели пограничные психические расстройства, или иные глубокие душевные страдания, стихийно, интуитивно лечась творчеством. И в этом случае патография становится уникальным терапевтическим инструментом, позволяющим пациенту исследовать (совместно с врачом или клиническим психологом) творчество глубоко и сложно переживающих личностей, оставивших яркий след в культуре человечества.

Таким образом, «патография в клинико-психотерапевтическом понимании практически неотделима от Терапии творческим самовыражением. А Терапия творческим самовыражением может работать и со здоровыми как педагогически-воспитательная система» (Бурно, 2006: 324).

Какие же психотерапевтические возможности несет в себе патография в оказании помощи дефензивным людям в достижении личностного акме в рамках акмеологического варианта клинической терапии духовной культурой? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо, в первую очередь, рассмотреть сущность акмеоцентрического подхода применительно к патографическому исследованию, как психотерапевтическому (в широком смысле) инструменту воздействия.

В акмеологии под акмеоцентрическимподходом принято понимать научный подход, ориентированный на принцип системности и предусматривающий согласованное использование в акмеологических теоретических и эмпирических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете собственно акмеологических (Акмеология, 2002).

При клиническом патографическом исследовании, как правило, главным методом изучения взаимосвязи душевных коллизий выдающейся личности и ее творчества, является биографически-исторический метод, в определенных случаях дополняемый клинико-психопатологическим и клинико-архивным (изучение медицинской документации) методами исследования. Помещая патографию в систему координат акмеоцентрического подхода, тем самым мы обнаруживаем новые пути для проведения анализа, обобщений, выявлений тенденций и закономерностей достижения дефензивными людьми с различной характерологической почвой акме своего личностного развития. Применение акмеоцентрического подхода к анализу патографических исследований в рамках характерологической акмеологии имеет особую эвристическую ценность, поскольку на теоретическом уровне помогает решать задачу выявления конституциональных, характерологических и возрастных адаптационно-компенсационных ресурсов личности, определяющих закономерности ее акмического становления на различных этапах жизненного пути.

Акмеологический контекст патографического исследования — это, по сути, раскрытие на материале клинического описания и естественнонаучного анализа жизни и творчества выдающихся личностей трех взаимосвязанных планов:

— во-первых, акмеологического потенциала различных характерологических радикалов (синтонного, замкнуто-углубленного, и др.) и психических расстройств;

— во-вторых, выявление характерологических и возрастных механизмов адаптации и компенсационных ресурсов личности;

— в-третьих, объективных и субъективных психологических условий, которые определяют закономерности акмического личностного становления.

Однако следует особо отметить, что в предлагаемом нами варианте клинической терапии духовной культурой, процесс «высвечивания» акмеологического контекста патографии представляет собой главный механизм акмеологического воздействия патографии в условиях особого терапевтического пространства группы творческого самовыражения, способствующей обретению целительного креативного переживания-вдохновения. Не аналитически-интеллектуально осуществляется поиск акмического, а посредством активизации креативного состояния, эмоционального оживления, открывающего в душе пациента (клиента) творческое вдохновение. И благодаря этому терапевтически ценным становится сам процесс творческого поиска, порождающий новые положительные эмоции, личностно значимые переживания, чувства и отношения. Когнитивное постижение содержания акмеологического контекста патографии вторично и, как показывает практика, в нем нуждаются не все пациенты.

Таким образом, пациент (клиент) совместно с психотерапевтом (психологом) и другими участниками группы ТТСБ, изучая на материале патографического исследования и погружения в мир творческого наследия выдающегося писателя, художника и т. д. клинико-характерологический портрет его личности, жизнь и творчество, высвечивает акмическую сущность его душевного и духовного своеобразия, траекторию его личностного пути к уникально-неповторимому акме. Вскрывая акмеологический контекст конкретного патографического исследования в процессе творческой работы своей души, соотнося акмическую составляющую клинико-характерологического портрета личности и особенности структурирования жизни и творчества выдающимся писателем, поэтом, художником, со своим душевным складом, собственной палитрой актуальных потребностей, ценностей, смыслов и т. д., пациент (клиент) достигает следующего терапевтического эффекта:

1) более отчетливо начинает чувствовать свою индивидуальность (ее природную, социальную, духовную составляющие);

2) приходит осознание основных вех становления своей личности, т. е. собственный жизненный путь на эмоциональном и когнитивном уровне теперь воспринимается не как конгломерат, наслоение или цепь случайных событий, а как закономерное неповторимое сочетание субъективно значимых этапов развития истории своей личности;

3) открывает для себя новые способы для самовыражения своей личности и выбора своего уникального места в жизни;

4) происходит духовно-нравственное обогащение мировоззренческих ориентиров;

5) появляется устойчивое положительно окрашенное переживание «самособойности» и образа своей личности, с которым пациент (клиент) со временем все чаще идентифицируется.

В заключение следует отметить, что акмеологический вариант терапии духовной культурой (ТТСБ) ориентирован на широкий спектр помощи дефензивным людям:

— профилактику расстройств адаптации у лиц подросткового, юношеского и пожилого возраста, обусловленных трудностями разрешения закономерных кризисов возрастного развития личности;

— повышение качества жизни пациентам с хроническими соматическими заболеваниями и патохарактерологическими расстройствами;

— помощь в самоактуализации и достижении личностного акме сообразно природным основаниям своего характера.

 

ВЫВОДЫ

Патография — это и особая область клинической психотерапии, и один из методов исследования характерологической акмеологии, и инструмент акмеологического воздействия в акмеологическом варианте клинической терапии духовной культурой.

Патографическое исследование помогает изучить и процесс лечения незаурядным творчеством, и природные, психологические адаптационно-компенсационные ресурсы личности, определяющие закономерности ее акмического становления на различных этапах жизненного пути, и побудить пациента (клиента) к целебному творческому повседневному поиску уникального места своей личности в жизни общества, осознанию и переживанию смысла своего существования в мире.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акмеология (2002) / под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС.

Блейхер, В. М., Крук, И. В. (1995) Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО «МОДЭК».

Бурно, М. Е. (2006) Клиническая психотерапия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Академический Проект; Деловая книга.

Бурно, М. Е. (2006а) Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект.

Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением (2007) / под ред. Е. А. Поклитара, М. А. Раскиной. Одесса: Астропринт.

Сосланд, А. И. (1999) Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. М.: Логос.

Филозоп, А. А. (2011) Характерологическая акмеология в пространстве клинической терапии духовной культурой // Психотерапия. №3. С. 34–40.


Опубликовано: Журнал практической психологии и психоанализа. 2012. №1. [http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3047&sphrase_id=69136]