- Главная
- ПАТОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Религиозные и политические деятели
Кальвин Жан (А. В. Шувалов)
КАЛЬВИН (Calvin) ЖАН (Ковен, Cauvin) (1509–1564), деятель Реформации, основатель кальвинизма; отличался крайней религиозной нетерпимостью. С 1541 г. Кальвин стал фактическим диктатором Женевы и превратил её в один из центров Реформации.
«…чтобы лучше понять, что он сделал, надо знать, как он жил».
Д. С. Мережковский
«...суровый и деспотичный отец не уделял детям внимания, считая, что забота об их будущем вполне заменяет родительское тепло» (Гарин, 1994: 12).
«Сдержанный, строго-замкнутый, целомудренно-нравственный юноша легко выделился своим острым умом среди товарищей, но не снискал их любви; он обличал их мелкие грешки, за что получил даже насмешливое прозвище «винительного падежа» (аккузатива)» (Васютинский, 1910: 209).
«Быстрые во всех науках успехи его были таковы, что, в отсутствие учителей, он заменял их на кафедре, и докторскую степень предложили ему без всякого диспута… Кальвин не столько женился сам, сколько женят его друзья, а он соглашается на это… Две попытки женить его оказались неудачными…» (Мережковкий, 1999: 219, 244).
«В 1540 г. он женился в Страсбурге на Idelette de Bure, вдове анабаптиста, которого Кальвин успел обратить к своему учению. Дети, рождавшиеся у них, умирали в первые же месяцы. В 1549 г. Кальвин потерял жену; с тех пор он жил замкнуто и одиноко, как аскет» (Виппер, 1994: 515).
«От этого брака двух больных рождаются и дети больные. Четверо за шесть лет родилось и умерло. В этом враги его, католики, видят «суд Божий над еретиком». «Пусть они бесчестят меня, — отвечает Кальвин. — Есть у меня десятки тысяч детей духовных по всему христианскому миру»» (Мережковский, 1999: 244).
«Личная жизнь Кальвина сложилась неблагоприятно. Хилый и слабый от природы, он в конец расстроил своё здоровье непрерывной, часто ночной работой, вечным напряжением энергии; во вторую половину своей жизни он почти постоянно недомогал. Располагая множеством поклонников, Кальвин имел мало друзей» (Виппер, 1994: 515).
«Всю жизнь он держал свою плоть в строгости, питался лишь самым необходимым и на досуге предпочитал заботиться о духе, а не о теле. Он спал ночью три, самое большее — четыре часа, ел только один раз в день, да и то наскоро, за раскрытой книгой... Непрерывно один недуг сменяет другой, почти каждое письмо Кальвина сообщает о новом коварном приступе новых неожиданных болезней. То это мигрени, которые на несколько дней укладывают его в постель, затем снова боли в желудке, головные боли, геморрой, колики, простуды, нервные судороги и кровоизлияния, камни в желчном пузыре и карбункулы, резкое повышение температуры и снова озноб, ревматизмы и заболевания мочевого пузыря... Реформатор-мизантроп» (Цвейг, 1985: 344, 346–347, 352).
«Крайне шизоидная бионегативная личность» (Lange-Eichbaum, Kurth, 1967: 342).
«Внешняя холодность, неподвижность, почти мрачность были не чертами характера, а результатом нечеловеческого самообладания. Человек горячей души, он полностью владел своими эмоциями и страстями. Его самообладание не знало границ... Все удары и невзгоды Кальвин преодолевал, убивая себя немыслимым, сверхчеловеческим трудом» (Гарин, 1994: 113, 117).
«В отличие от Мартина Лютера, Кальвин был сдержанный человек. Молчаливость послужила причиной возникновения репутации холодного, по-человечески не доступного интеллектуала... Те, кто знали его хорошо, отмечали не только его талант к дружескому общению, но и его горячий характер… Внешняя беспристрастность Кальвина может быть интерпретирована как сокрытие необычно высокого уровня беспокойства относительно окружающего мира, адекватности собственных усилий и относительно человеческого спасения, особенно включая своё собственное» (Enc. Britannica, 2000).
Психологической основой кальвинизма является аскетизм внутреннего мира. Энергия, высвобождаемая благодаря религиозному аскетизму, направляется в сторону профессионального труда; кальвинисты упразднили многие католические праздники и увеличили число рабочих дней. Поэтому, не боясь тавтологии, можно сказать, что кальвинизм очень похож на самого Кальвина. Приведённые характеристики его личности позволяют согласиться с немецким психиатром Эрнстом Кречмером, который находил у Кальвина шизотимическую триаду: нравственный идеализм, фанатизм и деспотизм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Васютинский, А. (1910) Кальвинъ // Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат и К°». 7-е изд., перераб. Т. 23. М.
Виппер, Р. (1994) Кальвинъ // Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон в 12 т. Репринтное воспроизведение биографических статей из «Энциклопедического словаря» в 86 полутомах и «Нового энциклопедического словаря» в 29 т. Т. 5. М.: «Большая Российская Энциклопедия».
Гарин, И. И. (1994) Кальвин. Харьков: «Фолио».
Мережковский, Д. С. (1999) Реформаторы. Лютер, Кальвин, Паскаль. Томск: Изд-во «Водолей».
Цвейг, Ст. (1985) Очерки. М.: «Советская Россия».
Lange-Eichbaum, W., Kurth, W. (1967) Genie, Irrsinn und Ruhm. Genie-Mythus und Pathographie des Genies. 6. Aufl. München-Basel: Reinhardt.
Encyclopedia Britannica (2000) CD-ROM (Статья — «Calvin»).