Наши партнеры:
Московский гуманитарный университет
Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования
Профессиональная психотерапевтическая лига

Счастливова О. Б. О Терапии творческим общением с природой (материал к психотерапевтической лекции, занятиям)

Терапия творческим самовыражением — это клинико-психотерапевтический метод, помогающий людям с различного рода душевными трудностями, проникнутыми переживанием своей неполноценности, т. е. робким, застенчивым, неуверенным в себе, склонным к тревожным сомнениям, расстройствам настроения, научиться смягчать свои болезненные переживания в процессе целебного творчества.

Во время индивидуальных и групповых встреч пациенты с помощью психотерапевта изучают основные характерологические радикалы, элементы клинической психиатрии и психотерапии и в процессе разнообразного творчества учатся выражать свою индивидуальность. Человек, который по-настоящему проникся изучением характеров, научился ясно понимать свое душевное состояние, осознал целебную силу творческого вдохновения, почувствовал свою особенность, неповторимость, осознал силу «своей слабости», уже изменился глубоко, личностно, стал психотерапевтом для самого себя, а случается так, что и для близких людей.

Научившись жить творчески, почувствовав глубоко связь времен, свои корни, начинаешь видеть мир иначе, объемнее, глубже, и хочется уже больше делать в жизни не так, «как все», а по-своему, как сам это чувствуешь и видишь, и интереснее и понятнее становится то, что сделано другими, похожими и не похожими на тебя, жившими давно и живущими сейчас, потому что ясно понимаешь, как в творчестве светится человеческая индивидуальность. Может быть, самое ценное, что есть в человеке.

Терапия творческим общением с природой — одна из методик терапии творчеством. Трудно, наверное, найти человека, который был бы равнодушен к природе, который хоть однажды не испытал бы на себе ее благотворного влияния. Но, конечно, каждый понимает и чувствует природу по-своему, находит во всем ее многообразии то свое, что особенно близко, созвучно его душевному рисунку. Важно, что творческое общение с природой дает возможность глубже прочувствовать другие методики, гармонично соединяясь с терапией созданием творческих произведений, терапией творческим коллекционированием, терапией проникновенно-творческим погружением в прошлое, творческим поиском одухотворенности в повседневном. Связь человека и природы глубинна и неразрывна. Человек — часть природы; одни и те же химические элементы слагают его тело и тела животных, деревья, воды Мирового океана, горные породы. Человек связан с окружающим миром такими крепчайшими нитями, как воздух, вода, пища, солнечный свет, которые необходимы для поддержания жизни. Человек участвует в вечном круговороте вещества в природе: люди рождаются, дают жизнь другим поколениям, умирают, переходят из живого в неживое — так же, как звери, птицы, деревья и травы. Человек и природа живут, развиваются, дышат, питаются и в то же время отличаются друг от друга главным образом тем, что природа (деревья, травы, цветы, животные) не способна испытывать то чувство тревожности, которое хорошо известно дефензивному человеку. Конечно, животные испытывают страх в конкретной угрожающей обстановке. Но истинно тревожиться в ожидании неопределенного, тягостного они не способны. Поэтому человек, войдя в лес, вглядываясь в вековые ели, собирая грибы, общаясь со своей собакой, невольно успокаивается, проникается умиротворением природы, невольно заражаясь ее спокойствием. Одна моя пациентка, серьезно и надолго заболев, несмотря на протесты врачей и близких заводит в своей квартире трех персидских кошек. Сама того не осознавая, стихийно психотерапевтически помогает себе, растворяется в их грациозном, ленивом спокойствии. Наблюдая за их жизнью (ведь 3 — это уже особое «кошачье сообщество» со своими законами, иерархией, где особенно видно проявление каждого характера), она учится радоваться сиюминутному бытию, растворяет тревогу, заботясь о своих питомцах.

Интересно, что очень многие городские жители, несмотря на всевозможные трудности (обязательные ежедневные прогулки в любую погоду, недовольство соседей), заводят собак. Обычно эти люди более общительные, доброжелательные. Видимо, всех их объединяет желание иметь у себя дома преданное существо — частицу живой природы. Но интересно, что каждый из них видит в своей собаке что-то созвучное именно ему. Кто-то берет в дом брошенную дворнягу и смягчается душой, заботясь о ней, чувствуя, что спас живое существо, кто-то любуется необыкновенно изящной, иероглифической окраской далматинца, кому-то важно чувствовать себя защищенным рядом с хорошо воспитанным породистым ротвейлером. Один мой пациент рассказывал, что заинтересовался этой породой, когда прочитал интересные исторические сведения об этой собаке. Оказывается, еще в средние века в Германии ротвейлеров называли «собаками мясников». Мясники, торговцы мясом, приезжали из деревень в город продавать свой товар. К вечеру, закончив торговлю и получив деньги, они шли в гаштет и пили вино допьяна и веселились. И тогда, чтобы у них, пьяных, не украли заработок, вешали кошель с деньгами на шею своей собаки. Злобные и преданные псы, предоставленные на всю ночь сами себе, сохраняли хозяйское богатство. Эти факты запали в душу моему пациенту, и он рассказывает, что, когда общается со своим ротвейлером, очень ясно чувствует связь времен через это общение. И светлеет, смягчается душой.

Чтобы творчески общаться с природой, конечно же, необходимо иметь представление о закономерностях ее развития, эволюционном процессе, знать названия растений, животных, птиц, камней, минералов. Конечно, не всех, а хотя бы некоторых, которые окружают нас или которые входят в коллекцию.

Иногда одно название цветка или травы помогает человеку лучше понять свое отношение к этому растению, а значит, и лучше понять самого себя. Так, одна пациентка заботливо выращивает у себя на дачном участке довольно неприхотливый мощный многолетник и рассказывает, что его название «девясил» означает «девять сил», что отвар из этого растения придает человеку силы, помогает справиться со многими недугами. Растение это хорошо добавлять к разным травяным отварам и настоям, потому что оно усиливает их действие на организм человека. Рассказывает увлеченно, с особой гордостью, что отвар девясила давали пить солдатам во время Первой мировой войны, чтобы они были сильными и храбрыми.

И это очень важно — научиться творчески общаться с природой, научиться видеть в ней свое, созвучное, близкое, понять, как люди другого душевного склада воспринимают природу, — с тем, чтобы лучше понять себя и через это целебно помочь себе. Помню, какое созвучие вызвал у меня отрывок из письма А. П. Чехова Л. А. Авиловой от 29 апреля 1892 года и как радостно стало после этих строк. «Да, в деревне теперь хорошо. Не только хорошо, но даже изумительно. Весна настоящая, деревья распускаются, жарко. Поют соловьи, и кричат на разные голоса лягушки. У меня ни гроша, но я рассуждаю так: богат не тот, у кого много денег, а тот, кто имеет средства жить теперь в роскошной обстановке, какую дает ранняя весна».

В группах творческого самовыражения, когда обсуждаются типы характеров, обращаемся к теме творческого общения с природой: рассказываем и показываем (слайды, коллекции, рисунки и т. д.), как люди с различными характерологическими радикалами понимают и чувствуют природу, с тем, чтобы яснее понять, какое переживание природы ближе, созвучнее каждому в группе.

 

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ ДЕФЕНЗИВНЫХ СИНТОННЫХ ЛЮДЕЙ (САНГВИНИКОВ, ЦИКЛОИДОВ)

Людям синтонным, в силу их жизнелюбия, естественности, ближе живая природа. Они воспринимают ее естественно, чувственно, с особенной теплой заботой и уважением, но не противопоставляют себя природе, а чувствуют себя с ней «на равных», так как «вышли из нее и уйдут в нее». Здесь одухотворенное, нежно-лирическое восприятие природы неизменно сочетается с трезвым, реалистическим восприятием, пониманием ее законов. Я думаю, что такое отношение к природе имеет под собой глубокие генетические корни.

Обращаясь к трудам Э. Кречмера, вспомним, как выглядит циклоидный (синтонный) человек. Чаще он имеет пикническое телосложение, что означает обычно средний рост, умеренную ширину плеч, довольно большой объем груди по отношению к ширине плеч, с возрастом имеется тенденция к отложению жира на лице и животе. Конечности имеют среднюю длину, руки мягкие, у мужчин часто крупные, широкие кисти. Форма лица у молодых пикников чаще широкая, нежная, с правильными пропорциями, варьирует вокруг основной формы плоского пятиугольника. «На старых фотографиях из времен моды на длинные бороды можно видеть, что пикники имеют красивые окладистые бороды <...> Необычайно цветущий, свежий цвет лица, нередко встречается у молодых циркулярных женщин» (Кречмер, 1995: 393, 397). Речь — часто сочная, живая, образная, наполненная практическими подробностями. Движения мягкие, плавные, естественные, выразительные. Мне ясно видится здесь, что синтонные, циклоидные люди и составляли большую часть русского крестьянства. Когда видишь эту глубинную историческую связь, проникаешься ею, тогда начинаешь отчетливо понимать отношение к природе сангвиников. Природа сопровождала крестьянина с самого рождения до смерти. Природа кормила его, укрывала от непогоды, к природе обращался он и в горе, и в радости. Все песни, сказки, страдания, сложенные народом, наполнены любовью к родной природе. Здесь радость и грусть естественно перетекают и растворяются — друг в друге. К природе обращаются как к матери, отцу, подруге, просят совета, помощи, делятся печалью, радуются вместе с ней. Человек, живущий на земле, подмечал закономерности природы, изучал ее — отсюда такое обилие примет и поверий. Наши предки яснее и глубже чувствовали свое единство с природой, чем современные люди. Это ощущение сохранилось в русском языке: например, слово при-рода означает рождающая земля, род-иназемля, на которой родились и умерли предки, на-родлюди, живущие на земле.

Крестьянские праздники, где христианство тесно переплетается с языческими поверьями и обрядами (что способствовало тому, что христианство у славян имеет много особенностей, не известных Западной Европе), всегда обращены к Природе, Земле, Солнцу. Так, считалось, что в день зимнего солнцестояния (25 декабря) Солнцу надо было помочь набрать силу. Поэтому крестьяне разжигали костры, катали горящие кольца — символ Солнца. А снежную бабу лепили и разбивали снежками, чтобы зима не была слишком суровой. Время новогодних и рождественских праздников (святки) считалось магическим, поступки людей в это время считались особенными, по ним можно было узнать свое будущее. От Нового года до Крещения девушки гадали, каким будет суженый.

Современный новогодний карнавал является древнейшей формой новогоднего общения с миром мертвых: крестьяне переодевались в шкуры животных — мифических предков. В конце февраля — начале марта крестьяне провожали зиму — праздновали Масленицу. Это один из самых ярких и любимых в народе праздников, который длился целую неделю. На Масленицу пекли блины, угощали ими гостей, устраивали обильные пиршества, жгли костры, катались с гор, молодые целовались на глазах у всех — все эти ритуалы должны были наполнить жизненной силой пробуждающуюся природу. Весной было несколько праздников, посвященных птицам, которые, как считалось, приносят весну. Вот почему крестьяне пекли из муки «жаворонков», отпускали птиц из клеток, символизируя тем самым освобождение природы из плена зимы. На Пасху молодежь качалась на качелях: чем выше взлетали качели, тем выше Должны были вырасти травы и колосья.

И это еще далеко не полный перечень крестьянских праздников у славян. Когда дефензивный синтонный человек погружается творчески в прошлое, в котором вместе соединились природа с обычаями и обрядами предков, то отступает тревожность, неуверенность, светлее, мягче становится на душе. Так, пациентка 3., 20 л., студентка медицинского института, рассказывала мне, что только в деревне летом чувствует себя по-настоящему самой собой. Любит деревенскую дорогу, по которой можно просто идти, никуда не спеша, любит дуб на краю деревни, в ветвях которого пряталась еще маленькой девочкой, березу у оврага, к которой приходит, когда бывает грустно. Любит одеваться совсем просто — в галоши и телогрейку и чувствовать себя обычной деревенской девушкой. Она приносила мне дорогие ее сердцу фотографии — широкий деревенский тракт и тот самый дуб у дороги, палисадник около ее дома — снимок сделан в темноте, и плотные крупные качаны капусты на нем кажутся снежными сугробами. Она рассматривает эти фотографии зимой, когда не может поехать в деревню.

Хочется рассказать здесь и об одном своем наблюдении. Однажды утром на даче на балконе второго этажа соседи нашли мертвую птицу. Мы положили ее в мешочек и понесли в лес — схоронить. Несмотря на чудесное летнее утро, на душе было тревожно, приходили на память какие-то поверья, было непонятно, почему погибшая птица оказалась на балконе. Что-то зловещее виделось в этом событии, еще — почему-то чувствовали себя виноватыми. По дороге мы встретили сторожа, и, видимо, заметив наши мрачные лица, он остановился спросить, не случилось ли чего. Сангвинический мужчина средних лет, он был родом из соседней деревни, но прожил много лет в Москве. А когда вышел на пенсию, вернулся в родную деревню, отстроил заново свой старый, развалившийся дом и живет в деревне круглый год. Он очень обижается, когда его спрашивают: не скучно ли ему одному? «Да разве я один? Со мной Шериф (так зовут его собаку) и кот. Да и в доме я знаю каждую досочку, каждый гвоздик — ведь все делал сам, всегда найдется, что поправить и починить». Он хорошо знает лес, летом с удовольствием собирает грибы, делает заготовки на зиму, весной с не меньшим удовольствием охотится на вальдшнепов, строго соблюдая сроки охоты и во всех тонкостях зная повадки этих птиц. Он хорошо знает историю своего края, рассказывает, что раньше на месте нашего дачного поселка было подсобное барское хозяйство, и место это называлось Литвиново. А одна из ближайших деревень именуется Курово, потому что барин из Курска проиграл в карты местному барину крепостных крестьян, они-то и поселились в этой деревне.

Мы приоткрыли мешочек и показали птицу. Сторож положил на широкую натруженную ладонь несчастное существо. Внимательно осмотрев, сказал, что это скворец, и объяснил так: «Скорее всего за ним гнался ястреб, скворец развил большую скорость и не смог уже уклониться от дома и ударился о стекло. Это ничего, здесь так часто бывает». После его слов вдруг стало спокойно, ясно, тревога отступила. Действительно, это природа с ее законами, борьбой за существование. Здесь было важно все: и ясное простое объяснение, почему так случилось, и то, что он взял, не побрезговав, погибшую птицу в руки, и знал, какая это птица.

Дефензивным сангвиникам созвучны описания природы в произведениях Пушкина, Тургенева, А. К. Толстого, Есенина, Г. Р. Державина.

Дефензивным циклоидам в психотерапевтических целях можно рекомендовать больше творчески работать в собственном саду, огороде, где физическая нагрузка (которая сама по себе снимает душевное напряжение) гармонично сочетается с целебным общением с цветами, яркие краски и ароматы которых напоминают о радостях жизни, плодами, выращенными своими руками. Хорошо создать самому клумбу с лекарственными травами, узнать, как какая трава называется, для чего применяется в народной медицине. Летом травы можно высушить, а зимой составлять из них сухие букеты, композиции (многие травы очень ароматны и декоративны), заваривать целебные отвары и чаи.

 

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ ДЕФЕНЗИВНЫХ ЗАМКНУТО-УГЛУБЛЕННЫХ НАТУР (АУТИСТОВ, ШИЗОИДОВ)

Для дефензивных замкнуто-углубленных натур характерно философское, символическое отношение к природе. Часто человеку аутистического склада ближе неживая природа — камни, минералы, звезды, луна, солнце, космос, различные явления природы, в которых он способен увидеть особый смысл, всемирную гармонию.

Часто аутисты с увлеченностью собирают коллекции минералов, камней, подолгу наедине общаются с ними, часто хорошо знают свойства камней, видят в них проявление архитектурной гармонии, особую космическую утонченность.

Так, одна пациентка рассказывает, что всегда носит с собой частицу коллекции камней, которую собирала на протяжении многих лет, специально отправляясь в путешествия именно в те регионы страны, которые славятся своими камнями и минералами. Носит их с собой потому, «что жить без них не может». А ласковый, суматошный спаниель, который живет в ее квартире, часто раздражает своим слишком общительным характером и «необузданным» темпераментом.

Духовно сложные аутистические женщины часто используют полудрагоценные камни в своих украшениях, тонко и гармонично сочетая их по цветовым гаммам и свойствам, предпочитая такие (часто сделанные на заказ или приобретенные на выставках) украшения — стандартным, из золота.

Обычно дефензивный аутист, в отличие от дефензивного сангвиника, не чувствует себя с природой «на равных», а видит в ней проявление Высшего Разума, т. е. ставит природу выше человека. Так, пациент И., 70 лет, очень раздражался, что его сосед по даче жалуется на дождливое лето. «Природа сама знает, как надо».

Часто бывает и так, что к домашним животным аутист относится нежнее и трепетнее, чем к членам семьи. Ведь животное для него — это часть мировой гармонии.

Пациент П., 39 лет, увлеченно, не считаясь со временем, рассказывает о жизни аквариумных рыбок, о их видах, окрасках, своих экспериментах по скрещиванию разных рыб; держит дома несколько аквариумов, регулярно их чистит, меняет воду «строго по науке», готов все бросить и ехать на «Птичий рынок», если услышал, что там появился новый диковинный вид рыбок. Трепетно ухаживает за своим белым (необычным по окраске) боксером, позволяет лежать в человеческой постели, следит за его рационом, терпеливо лечит и делает уколы, когда тот заболеет, ежегодно «для здоровья» настойчиво ищет ему подругу. Из домашних растений предпочитает хрупкие и капризные орхидеи, мистическая и утонченная красота которых завораживает взгляд. Выращивание орхидей — занятие довольно сложное и хлопотное, им необходимы микротеплицы и особая влажность воздуха. Но именно эти цветы созвучны ему, и он одухотворенно выращивает их в своей квартире. Однако мы видим определенную холодность и жесткость этого замкнуто-углубленного человека по отношению к близким людям: жене, матери. Для них он не сделает и доли того, что делает для своих питомцев. Здесь ясно видна описанная Э. Кречмером психэстетическая пропорция шизоида: одновременное сочетание в эмоциональной сфере сверхчувствительности и холодности. Чтобы глубже прочувствовать отношение аутистов к природе, обратимся к произведениям японских поэтов Басе, Кикаку, Тие, Бусона, Иссы, которые созвучны замкнуто-углубленным натурам. Хокку (хайку) — лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной ритмикой. Это поэтическая картина, написанная несколькими штрихами, несущая в себе глубокий философский смысл. Поэт не описывает подробно предмет или явление. Он пробуждает мысль читателя, заставляет его самого понять душевное движение поэта. В хокку нет ничего лишнего, слова просты, но настоящий смысл часто скрыт в подтексте.

 

Бабочкой никогда

Он уже не станет... Напрасно дрожит

Червяк на осеннем ветру.

Басё

 

Здесь видится родство хокку с символом. По определению Шарля Мориса: «Символ — это слияние нашей души с предметами, пробудившими наши чувства».

Хокку учит читателя видеть потаенную красоту в повседневной, обыденной жизни. Басе, как и большинство поэтов Японии, был поэтом природы. В каждом лепесточке цветка он видел глубочайшее таинство жизни.

 

Внимательно вглядись!

Цветы «пастушьей сумки»

Увидишь под плетнем!

 

Замкнуто-углубленным созвучна и японская садово-парковая культура, которая складывалась под влиянием дзэн-буддизма.

Японский сад — явление уникальное, создание его — целое искусство. Он совсем не похож на наши российские сады, в первую очередь тем, что в нем широко используются декоративные элементы, большинство из которых носит символический характер. Образцом при создании сада служит сама природа, в ландшафтной архитектуре широко используются камни простой и необычной формы, сложной текстуры и интересной окраски. Деревья в японском саду выглядят так же, как и в природе: склоненными и искривленными под бременем лет и силой ветров. Так же формируются и миниатюрные деревца, традиционные японские бонсаи, искусство выращивания которых очень созвучно людям аутистического склада (Гоголевич, 2003: 617). В японском саду композиции являются глубоко продуманными. Например, крупные обломки скал — это символы гор. Камни, вкопанные в землю, создают впечатление острова, омываемого водой. Водную гладь символизирует поверхность, засыпанная гравием или песком и обработанная граблями. Движение воды из маленьких бамбуковых фонтанчиков создает контраст с неподвижными частями сада. Для освещения садовых дорожек в вечернее время используются каменные фонари, форма которых является символом буддистских храмов. В таких садах, с одной стороны, поражает излучаемая ими холодность, а с другой — завораживает подбор форм и красок.

Работая творчески, создавая такой философски-символический сад, где человек должен обретать покой, а не отвлекаться возбуждающими впечатлениями, аутист смягчается душой, лучше понимает себя, черты своего характера, свое место в таинственной мировой гармонии.

 

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ ЛЮДЕЙ ТРЕВОЖНО-СОМНЕВАЮЩЕГОСЯ (ПСИХАСТЕНИЧЕСКОГО) СКЛАДА

Люди психастенического склада при общении с природой, с одной стороны, опираются на научные знания о ней, т. е. подходят к природе трезво-реалистически, а с другой стороны, тянутся к эстетическим переживаниям, которые оживляют их природную блеклую чувственность. Здесь мы не видим ни того полнокровного, чувственного отношения к природе, как у циклоидов, ни философски-символического, как у шизоида. Здесь чувства и краски приглушены, лиричны, пастельны, часто тревожны, как на пейзажных полотнах Клода Моне.

Психастенику созвучны неброские полевые цветы, луговые травы, заросшие бурьяном отдаленные уголки сада, которые мы часто видим на слайдах и снимках психастеников. Даже на своем огороде они отдают предпочтение скромным, внешне не ярким культурам. Так, пациент М., 36 лет, советовал обязательно выращивать ревень и репу, непременно «Петровскую», «которая имеет нежный вкус и особенно богата микроэлементами». Он же с чувством гордости рассказывал, что осенью обязательно делает заготовки овощей, причем путем квашения: «Вы воюете с молочнокислыми бактериями, а я заключаю с ними договор, и очень хорошо получается».

Но психастеник часто тянется к ярким, земным, радующим краскам природы, чтобы оживить, растормошить себя, смягчить тревожность.

Например, Клод Моне с удовольствием работал в своем саду недалеко от Парижа. История оставила нам сведения о том, что французский живописец прекрасно владел искусством составления цветовых композиций не только на своих полотнах, но и в своем саду. «Мастер света» всем остальным цветам предпочитал ирисы, комбинировал их по цветовым гаммам, составлял цветочные композиции. Видимо, буйство красок живых цветов вдохновляло художника на создание живописных полотен.

 

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ НАПРЯЖЕННО-АВТОРИТАРНЫХ (ЭПИТИМОВ, ЭПИЛЕПТОИДОВ)

Напряженно-авторитарный человек обычно чувствует себя хозяином по отношению к природе. Нередко практическое, даже утилитарное отношение. Так, на своем дачном участке сажает яблони разных сортов, но обязательно урожайные, устойчивые к морозам и болезням, упорно копает для них яму, как положено, полтора метра в ширину и полтора в глубину, заполняет ее удобрениями, и все для того, чтобы больше было яблок. Слабые, подмерзшие деревца выбросит — «чтобы места не занимали». Может срубить без особых переживаний старые разросшиеся деревья, если те не плодоносят и загораживают солнце культурным растениям. Обычно в его саду нет места газонам, живописно заросшим лужайкам, цветникам. Если и есть цветы, то обычно они «мешают» разбивать грядки. Часто такой авторитарный садовод уверен, по-хозяйски, что земля «не должна простаивать», что структура ее улучшится, если высадить картошку, пусть даже перед окнами дома. Общение с природой смягчает дисфорическую напряженность авторитарного человека, умиротворяет его.

Часто авторитарные люди увлекаются воспитанием крупной собаки, реализуя таким образом стремление к власти. Видя, как животное зависит от него, смотрит преданно в глаза, такой человек смягчается душой, давая ей корм. Помогают снять агрессивное напряжение охота, рыбалка, походы в лес за грибами. Эпитиму часто созвучны столетние крепкие дубы, вековые ели, которые мы встречаем на полотнах И. И. Шишкина, с таким размахом воплотившего в живописи мощь и красоту русского леса.

Природа — неисчерпаемый источник вдохновения. В отношении человека к окружающей его природе раскрывается его внутренний мир. При этом каждый видит и чувствует природу по-своему. Научиться выражать эти чувства (рисунком, фотографией, рассказом, погружением в прошлое, составлением цветочной композиции, умением видеть прекрасное в привычном, обыденном) — значит найти свой целебный путь к природе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гоголевич, Т. Е. (2003) Бонсай как прием терапии творческим общением с природой в работе с шизоидами и психастениками // Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / под ред. М. Е. Бурно, Е. А. Добролюбовой. М.: Академический Проект, ОППЛ.

Кречмер, Э. (1995) Строение тела и характер. М.: Педагогика-Пресс.