Наши партнеры:
Московский гуманитарный университет
Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования
Профессиональная психотерапевтическая лига

Тарасенко Л. А. Характерологическое изучение произведений художественной культуры в индивидуальной ТТС

Предлагается особый разработанный вариант индивидуальной Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) — для сложных дефензивных пациентов, которые трудно переносят лечение в группе. Пациенты наедине с врачом изучают особенности своего характера, хронического душевного расстройства с помощью чтения о характерах и творческого общения с произведениями искусства, созвучными и не созвучными им. Эти произведения — описания природы русскими классиками (с разными характерами) и портреты. Применяется усложнённое сравнение. Например: «Каким людям было бы хорошо в течение долгих лет быть вместе друг с другом?» указанное выше помогает пациентам отчётливее чувствовать себя собой, свой характер, что способствует целительному творческому вдохновению с поиском своего смысла, цели в жизни.

Главная задача психотерапевтической помощи в ТТС — помочь дефензивному пациенту почувствовать себя собой, искать свой характер, вообще особенности своего душевного состояния (например, тревожно-депрессивного), чтобы выразить себя по-своему, соответственно своей природе, а для этого нужно её — природу сколько возможно изучить. Опираясь в творчестве на особенности своего душевного состояния, пациент всё более чувствует себя неповторимым собою (в рамках характера, депрессии), обретает творческое вдохновение, в котором присутствуют смысл, цель его жизни.

Подхожу к занятию клинически: учитываю природу характера, характерологических расстройств, душевные трудности, патологию настроения.

  • При психопатиях и эндогенно-процессуальных депрессиях — изучаем душевные особенности, характеры, характерологические радикалы, опираясь на пособие «О характерах людей» (Бурно, 2008).
  • При эндогенных депрессиях — все это происходит на почве особого профессионального интимного контакта, душевного оживления личностью психотерапевта.
  • Предлагаю некоторые примеры конкретных занятий в индивидуальных встречах с пациентами.

I. ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ПРОЗЕ РАЗНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Прежде всего объясняю, что это работа на чувство, а не проверка знаний, что нет тут правильного или неправильного.

Предлагается пациенту/ пациентке медленно читать описания природы (места из произведений):

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег— и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин,— закричал ямщик,— беда: буран!..»

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.

И. А. Бунин. «Сосны»

Лежа весь вечер, я представляю себе, как пугливо и зыбко мерцают мои освещенные окошечки, такие одинокие среди бушующего леса, с головы до ног поседевшего от вьюги! Дом стоит у широкой просеки, в затишье, но когда ураган гигантским призраком на снежных крыльях проносится над лесом, сосны, которые высоко царят над всем окружающим, отвечают урагану столь угрюмой и грозной октавой, что в просеке делается страшно. Снег при этом бешено и беспорядочно мчится по лесу, непритворённая дверь в сенцах с необыкновенной силой бьет в стену, а собаки, которые лежат в них, утопая в снегу, как в пуховых постелях, жалобно взвиз­гивают сквозь сон, дрожа крупной дрожью...

К. Паустовский. «Ильинский омут»

На реке было много мелких перекатов. Вода струилась по каменистому дну живым журчащим блеском. От нее медленно расплывались концентрическими кругами волны речной свежести.

Дальше, на третьем плане, подымались к высокому горизонту леса. Они казались отсюда совершенно непроходимыми, похожими на юры свежей травы, наваленные великанами. Приглядевшись, можно было по теням и разным оттенкам цвета догадаться, где сквозь леса проходят просеки и проселочные дороги, а где скрывается бездонный провал. В провале этом, конечно, пряталось заколдованное озеро с темно-оливковой хвойной водой.

Над лесами все время настойчиво парили коршуны. И день парил, предвещая грозу.

А. П. Чехов. «Степь»

...Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая яркожелтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Н. Е. Салтыков-Щедрин. «Противоречия. Повесть из повседневной жизни»

Я еще с детства симпатизировал с нашею сельскою природою, хотя и нет ничего в ней такого, чем бы особенно можно было похвалиться. Это вечно серое, вечно дождливое небо, эти необозримые, бог весть куда тянущиеся болота, эти более желтые, нежели зеленые луга — скорее наполняют душу тоскою, нежели изумляют и радуют ее. Но я люблю ее, эту однообразною природу русской земли, я люблю ее не для нее самой, а для человека, которого воспитала она на лоне своем и которого она объясняет...

После чтения спрашиваю, что можно сказать о характере писателя, его мирочувствии? Каковы особенности в описании природы.

В вышеприведенных отрывках все писатели одушевляют природу. Но разным, согласно своему природному характеру, способом.

Например, у Бунина — это демонстративно-романтическое одушевление; у Чехова — сочувственное очеловечивание; у Пушкина — одушевление с теплой, светлой естественностью; у Паустовского — с романтической утонченностью; у Салтыкова-Щедрина — с хозяйственной строгостью.

Не учу, не настаиваю, а предлагаю, поначалу без конкретизации, почувствовать природу писателей: реалистическую — с мироощущением первичности, изначальности материи, или нереалистическую — с мироощущением первичности, изначальности Духа.

Пушкин, Бунин, Чехов и Салтыков-Щедрин — реалисты, материалисты.

Паустовский — нереалист.

Затем уточняем особенности каждого писателя. «Реалист, но какой?». Синтонный, психастенический, демонстративный, авторитарный.

А нереалист какой — иероглифически-символический, реалистоподобный?


Помогает почувствовать природу души писателей сравнение с картинами (открытками-репродукциями) художников. Показываю несколько репродукций с изображением пейзажей — Шишкин И. И. «Рожь», Поленов К. Д. «Золотая осень», Нестеров М. В. «Осенний пейзаж», Клод Моне «Стог сена около Живерни», Брюллов К. П. «У Богородицкого дуба».

Предлагаю найти по чувству сходство мироощущений художника и писателя.

Постепенно приходим к чувству-пониманию:

Пушкин — реалистичность, светлая, теплая естественность, живое движение, созвучен Поленов.

Бунин — реалистичность, демонстративная красочность, преувеличение, драматизация — Брюллов.

Паустовский — аутистическая, идеалистическая реалистоподобность, обостренно-чувствительная сказочная романтика — Нестеров.

Чехов — реалистичность, сочувственно-будничное очеловечивание, тревожность — Моне.

Салтыков-Щедрин — реалистичность хозяйственная, авторитарная — Шишкин.

Не настаиваю на точном характерологическом определении. Если пациент не четко чувствует устройство, особенности писателя/художника, не добиваюсь правильного ответа, а только спрашиваю, что близко самому пациенту, как бы он сам себя выразил словом или рисунком.

Даю творческое домашнее задание.

Как пациент/пациентка понимают смысл такой психотерапевтической работы на чувство? Что дает или не дает такое занятие?

II. РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЯМИ ПОРТРЕТОВ

Предлагаются следующие варианты заданий.

Вариант 1.
Раскладываю перед пациентом на столе открытки-репродукции четыре портрета девочек: Штеренберг Д. П. «Аниська», Суриков В. И. «Портрет Ольги Васильевны Суриковой в детстве», Серов В. А. «Девочка с персиками», Писсаро К. «Портрет Жанны с веером».

Пациенту предлагается описать девочек, рассматривая портреты, какое у каждой настроение, обращаем внимание на то, как сидят/стоят, какие особенности в позе, какой взгляд: печальный, тревожный, спокойный, отрешенный, веселый, уверенный, напористый. Предупреждаю, что время, эпоха, костюмы и даже внешнее сходство — не главное, главное — как чувствуется характерологическое устройство.

Постепенно приходим к чувству-пониманию: испуганная, тревожная, неловкая девочка (Писсаро), спокойная, мягкая, теплая девочка (Серов), напористая, мощная (Суриков), бестелесная отрешенная (Штеренберг).


Затем даю пациенту несколько женских портретов художников Сурикова В. И. «Боярыня», Борисова-Мусатова В. Э. «Женский портрет», Кес Ван Донгена «Испанка», Тропинина В. А. «Кружевница» (в стопке) и прошу расположить каждый портрет рядом с портретом девочки, которая может превратиться в подобную женщину, когда повзрослеет. И прошу подумать, из какой девочки могла бы вырасти какая женщина и расположить портреты рядом.

 

Этот выбор по своему чувству пациент делает самостоятельно, в тишине, без участия врача. Но после «работы душой» мы возвращаемся к размышлению о сходстве характеров, спрашиваю, почему он объединил так, а не иначе, и на каком основании. Не ставлю цель в правильном объединении картин, а добиваюсь самостоятельной работы чувства, которое потом проясняем в размышлении.

Также поступаем с портретами мальчиков и мужчин.


Портреты мальчиков художников: Тропинин В. А. «Портрет мальчика», Писсаро К. «Портрет Феликса», Суриков В. И. «Боярыня Морозова (фрагмент)», Тропинин В. А. «Портрет А. В. Тропинина», Ян де Брей «Сирота».


Мужские портреты художников: Дюрер А. «Портрет молодого человека», Моне К. «Автопортерт», Богородский Ф. С. «Портрет художника М.Б. Берингова», Сычков Ф. В. «Автопортрет», Тропинин В. А. «Автопортрет».

На основе сравнения объединяем сходных характерами мальчиков и мужчин. Спрашиваю пациента, в каком поле характеров находится он своим душевным устройством, что ему близко.

Вариант 2.

Предлагаю посмотреть портреты разных мужчин и женщин и объединить эти портреты по сходству характеров.
 

Женские портреты художников:

Модильяни А. «Алжирская девушка», Борисов-Мусатов В. Э. «Дама в голубом», Суриков В. И. «Боярыня», Тропинин В. А. «Кружевница», Боровиковский В. Л. «Портрет М. И. Лопухиной», Борисов-Мусатов В. Э. «Женский портрет»


Мужские портреты художников:

Сычков Ф. В. «Автопортрет», Моне К. «Автопортрет», Татлин В. Е. «Автопортрет», Дюмустье Д. «Портрет белокурого молодого человека», Брюллов К. П. «Автопортрет», Тропинин В. А. «Автопортрет»

Спрашиваю, как Вы чувствуете, какой женщине, с каким мужчиной было бы хорошо жить вместе долгие годы, и может быть, вместе состариться? Где было бы больше характерологического взаимопонимания?

Каким женщине/мужчине могли поклоняться какие мужчина/женщина издалека?

Домашнее задание.

Отклик на занятие: как понимает пациент/пациентка смысл такого занятия? Что это, может быть, дало ему/ей?

Вариант 3.

Раскладываю перед пациентом на столе открытки репродукций пейзажей и портретов художников.

Портреты художников:


Моне К. «Автопортрет», Сычков Ф. В. «Автопортрет», Татлин В. Е. «Автопортрет. Матрос», Тропинин В. А. «Автопортрет», Богородский Ф. С. «Портрет художника М. Б. Берингова»

Пейзажи:


Поленов В. В. «Золотая осень», Шишкин И. И. «Рожь», Нестеров М. В. «Осенний пейзаж», Клод Моне «Стог сена около Живерни», Тойми Кивихарью «Летний вечер»

Прошу внимательно всмотреться в репродукции и предположить, опираясь на свое чувство, какой художник какой бы пейзаж написал.

Домашнее задание:

Как понимает пациент/пациентка смысл такого занятия? Как написал/написала бы пейзаж сам/сама?

III. РАБОТА С ФОТОГРАФИЯМИ

Работа начинается с обязательного домашнего задания — принести на занятие свои фотографии (10-12 штук): детские, юношеские, взрослые, с условием, что будут отобраны только те, на которые откликается душа.

Рассматриваем фотографии вместе. Расспрашиваю, почему из множества фотографий выбрана именно эта, что дорого в другой.

Отвечают, например: «Был молодой и живой» или «Красивый».

Пациент рассказывает о себе, погружается в прошлое, размышляет о том, почему из множества своих фотографий, он выбрал именно эти, «оживляется», и, в конечном итоге, «уточняет» себя.

На следующем занятии предлагается работать с альбомами фотографий.

За время нашей работы создано психотерапевтическое пособие — альбомы с фотографиями пациентов. Есть фотографии одних и тех же мест/предметов, сфотографированные разными людьми, с разными характерологическими особенностями. Такие «пары» снимков — большая удача и помощь в работе.

Предлагается вглядеться в фотографии и попытаться почувствовать, каким образом проявляется характер человека в его фотографиях.

Особенно наглядно продемонстрировать разницу в характерах помогают снимки одного и того же объекта (например, Исаакиевского собора в Петербурге или Колизея в Риме), сделанные разными людьми.


Предлагаю почувствовать реалистичность/нереалистичность, тревожность или спокойствие, земную теплоту или отстраненную холодность.

Прошу рассказать, какое чувство возникает у пациента при взгляде на фотографию (тревога, спокойствие, созерцательность и др.)

Спрашиваю, какие из снимков ближе пациенту, как бы он хотел по-своему сфотографировать сам.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Все эти задания даются после предварительной работы: чтения психотерапевтических очерков о характерах, занятий по репродукциям, чтения литературных произведений, таким образом, пациент уже имеет некоторый опыт в определении характеров.

Проведением психотерапевтической работы, описанной выше, достигаются следующие цели:

  1. Во время занятия происходит «оживление» чувства человека, осознающего себя сообразно природе своего характера (что мне созвучно, а что чужое).
  2. Происходит целебное обучение творчеству сообразно своей природе не «сухо академически», а наглядно, образно (изучение характеров и душевных расстройств известных людей и как эти характеры обнаруживают себя в творчестве).
  3. Пациент, сравнивая художественные произведения (отрывки из литературных произведений, репродукции картин), имеет возможность «уточнить» себя, понять, что ему созвучно, какой его характер среди множества других характеров.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурно, М. Е. (2006a) Клиническая психотерапия. М.: Академический Проект: ОППЛ.

Бурно, М. Е. (2006b) Терапия творческим самовыражением. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект.

Бурно, М. Е. (2008) О характерах людей (психотерапевтическая книга). Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир».

Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением (2003) Под ред. М. Е. Бурно, Е. А. Добролюбовой. М.: Академический Проект, ОППЛ.