Цикл занятий «Смешное в творчестве писателей с разными характерами» (Т. Ю. Шихова)
ЦЕЛЬ: обсудить особенности характеров писателей, отразившиеся в их жизни и творчестве: И. А. Крылов, А. П. Чехов, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. А. Ахматова.
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769–1844)
П. А. Плетнев сказал однажды: «Трудно найти человека, которого жизнь была бы до такой степени обогащена анекдотическими событиями, как жизнь Крылова».
Нельзя Крылова назвать весельчаком и балагуром.
В. А. Оленина так сказала о нем: «Нрав имел кроткий, ровный, но был скрытен, особенно если замечал, что его разглядывают. Тут уж он замолкал, никакого не было выражения на его лице, и он казался засыпающим львом. Крылов тучный, весьма некрасивый, ленивый, растрепанный. Не словоохотлив, особенно, когда замечал, что его хотят слушать. Зато в небольшом обществе он был очарователен. Превеселый, забавный и необычно оригинален. Ни перед кем головы не преклонял. Друг был неизменный».
Несмотря на флегматичность, Иван Андреевич был удивительно эмоциональным рассказчиком анекдотов, легко и непринужденно шутил, отвечал на шутки других в свой адрес.
Вот лишь несколько ситуаций из жизни писателя.
1. Однажды на набережной Фонтанки Крылова нагнали три студента. Один из них громко сказал товарищу: «Смотри, туча идет». «И лягушки заквакали», — спокойно ответил баснописец в тон студенту.
2. За обедом хвастливый помещик рассказывал, что его люди в Волге вытащили стерлядь небывалых размеров: «Вы не поверите, длина ее вот отсюда и до...», — не договорив фразы, помещик вытянул руку в сторону другого конца стола, за которым сидел Крылов. Тогда Крылов, хватаясь за стул, сказал: «Позвольте, я отодвинусь, чтобы пропустить вашу стерлядь».
3. Однажды приятель, проезжая в пролетке мимо Крылова, поинтересовался здоровьем писателя:
— Как, ваша рожа прошла?
— Проехала, — ответил Крылов.
4. Рассказ о том, как Иван Андреевич вылечился неожиданным, странным образом. Обедал он как-то дома. Подали ему пирожки. Съел он первый пирожок и заметил горечь. Взял второй — тоже горький. Тогда он подумал: «Если умирать, то умру от двух, как и от шести». И съел все шесть. После чего желудок поправился.
5. На Мойке Крылов увидел следующую сцену: ехал экипаж, и в упряжи лошади что-то испортилось. Кучер закричал: «Эй ты, земляк, подь сюда, поправь там, видишь?» Встречный охотно подошел к нему и начал, как знал, поправлять, но делал как-то неумело. Кучер без всякой церемонии ругнул его: «И этого-то не умеешь сделать. Болван!». По окончании дела кучер уехал, не сказав пособнику даже спасибо. Крылова это поразило. Придя к графине Строгановой, он рассказал: «Вот какой народ наш добродушный: подозвал чуткого человека, заставил его делать чужое дело, выругал и, не сказав спасибо, уехал! А ведь немец не такой! — заключил Крылов. — Тот даже не подошел бы поправлять...».
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826–1889)
Спасская о нем: «Сдержанности, самообладания у него совершенно не было. Всякое противоречие выводило его из себя, веселость сменялась угрюмостью и крайней раздражительностью».
Скабичевский: «Не гнев был страшен, а скорее те шуточки, которыми Салтыков был способен уничтожить собеседника».
В хорошем расположении духа он был любим в обществе как веселый и острый собеседник. Шутки его были обидны для окружающих, однажды он был вызван на дуэль.
Буренин: «У Салтыкова никогда не чувствовалось подготовки, его остроумие, юмор вырывались невольно, были прирожденным качеством. Характерно, что, рассказывая анекдот или отпуская очередную шутку, он сохранял почти суровую серьезность, сам не смеялся и даже удивлялся, что люди так громогласно и неумно смеются».
С.-Щедрин очень часто навешивал ярлыки, придумывал прозвища: актер с круглым лицом — «тарелка»; авторитарная мать — «кулак-баба».
С.-Щедрин: «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, что по поводу его уже раздается смех».
Вот несколько примеров из воспоминаний современников.
1. Утро в журнале «Отечественные записки»:
— раз в неделю придешь, бывало, в назначенный час в редакцию — Некрасов обычно спит у себя в кабинете: всю ночь проиграли в карты. Затем появляются Парин, Елисеев, Андронович, точно из алтаря в обедню выходят с дарами: Елисеев с чашей, Гарин с ленцой и Антонович с «теплотой», как причетник.
— О Плещееве: «Помогай, не помогай — все равно. Ему дайте хоть миллион: он все пропьет на «лимонад»».
— Очень прямолинейно реагировал на подсмеивания других: Отдыхая в Европе с Ухтомским, встретил «женщину легкого поведения». С.-Щ. было интересно узнать о жизни таких, как она. Ухтомский предложил подойти и самому расспросить женщину. «Я не хочу, не умею с ними говорить». Друг начал подсмеиваться и продолжал: «Да она сама вас поцелует для начала». «Я ей по роже дам, если она осмелится меня коснуться!»
2. Окружающие отмечали у С.-Щ. курьезность в проявлении характера: как он принимал гостя, дарил угощения, его отношение к болезни.
— Кто-то пришел к нему в гости. С.-Щ. жмет руку: «Как я рад, как рад, что вы пришли». В эту минуту раздается звонок в дверь, и С.-Щ., еще не отняв руки, кричит: «Опять кого-то черт несет! И не сидится же вам дома!».
— Михаил Евграфович очень любил дарить угощения детям, но каждый свой подарок сопровождал словами: «Вот видишь, какой дядя добрый, позаботился о тебе, принес тебе персик. А не было бы дяди, и пришлось бы тебе сидеть голодным».
— Заболев, С.-Щ. постоянно говорил о своей болезни. Однажды один из его гостей предложил отвлечься от разговоров о болезни: «Не думайте о ней и попытайтесь не говорить о своей болезни». С.-Щ. рассердился: «О чем же мне говорить, по-вашему? О смерти принца Рудольфа что ли?».
— С.-Щ. рассказывал о своей встрече с князем Владимиром: «И вот он сказал все, что хотел. Двери сами распахнулись!». «Разве могут двери сами распахиваться!» — заметил кто-то из гостей. «Как, вы не знали?! У всех добропорядочных дверей есть свой этикет: они обязаны открываться перед царственными особами!» — сказал С.-Щ. с невозмутимым видом.
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1860–1904)
Щепкина-Куперник: «Часто дразнил меня, но поддразнивание его было так добродушно, что обижаться на него было нельзя. Я первая от души смеялась, так как знала, что А. П. дразнит только тех, к кому хорошо относится».
Трудно было понять, серьезно ли он говорит. Глотов: «В его словах проскальзывала иногда ирония, к которой я жадно прислушивался. Я отметил одну особенность: перед тем, как сказать что-нибудь остроумное, его глаза вспыхивали мгновенной веселостью. Эта веселость потухала, и острое замечание произносилось серьезным тоном».
«И Шекспиру не приходилось слушать тех речей, которые прослушал я» — смущался от хвалебных речей. К высоким словам чувствовалась ненависть. Однажды кто-то пожаловался А. П.: «А. П., что мне делать, рефлексия заела!». А. П. ответил: «А вы поменьше водки пейте».
Куприн: «Придумывал он удивительно чеховские фамилии — я помню одного только матроса Кошкодавленко. Любил, шутя, старить писателей: «Что вы говорите — Бунин — мой сверстник!» — уверял он с напускной серьезностью.
Но никогда от его шуток не оставалось заноз в сердце».
В. В. Вересаев: «Когда Чехов рассказывал, глаза искрились смехом, улыбка была на губах, но в глубине души чувствовалась большая сосредоточенная грусть».
Немирович-Данченко: «Его улыбка была особенная. Она сразу, быстро появлялась и так же быстро исчезала. Широкая, открытая, всем лицом, искренняя, но всегда накоротке. Точно человек спохватывался, что по этому поводу улыбаться дальше не следует».
Адольф Ильич Левитан: «Во время наших пирушек Антоша был душой общества. Бог знает, чего только он не придумывал. Мы умирали от смеха» (в студенчестве). «Когда бездарная актриса ест куропатку, мне жаль куропатку, которая была во сто раз умнее и талантливей этой актрисы» — отзывался А. П. о кичливых актрисах. «Просить у женщины развода — это все равно, что сказать беллетристу, что вам не нравятся его рассказы».
Однажды он разыграл Щепкину-Куперник. Они вместе гуляли по Москве и часто заходили в один дворик, где гуляла кошка песочного цвета и такого же цвета египетские голуби. Щепкина-Куперник всякий раз восхищалась сходством окраски. А. П. однажды сказал с видом знатока, что голубей вывели от кошки. Женщина, не отличающаяся большими познаниями в биологии, некоторое время сомневалась, но потом поверила авторитетному заявлению Чехова и рассказала об этом друзьям. Все смеялись над шуткой писателя.
Из разговора Горького и Чехова: «Знатную шутку вы выкинули, А. П. Дали красивую лирику, а потом, вдруг, звякнули топором по корневищам: к черту старую жизнь! Теперь, я уверен, ваша следующая пьеса будет революционная». «Я буду писать водевили, — шутливо сказал Чехов, — может быть, даже оперетты. В первую очередь на горьковский сюжет «На дне»».
Из разговора с молодым писателем: «А. П., а можно спросить, длинную ли вы теперь вещь пишете?» — «Листа два». — «Вот и мой рассказ тоже листа два с половиной будет». Надев пенсне, Чехов вдруг обращается к доктору, сидящему рядом: «А знаете, доктор, здешняя касторка куда хуже келлеровской, сравнивать нельзя».
Из разговора с «дамами высшего общества»: они притворились, что их очень интересует политика, и начали ставить вопросы: ««А. П.! А как вы думаете, чем кончится война?» А. П. покашлял и мягко, тоном серьезным сказал: «Вероятно, миром...». — «Ну, да, конечно! Но кто же победит? Греки или турки?» — «Мне кажется, победят те, которые сильнее...» — «А кто, по-вашему, сильнее?» — «Те, кто лучше питаются и более образованны». — «Ах, как это остроумно! А кого вы больше любите — греков или турок?». А. П. ласково посмотрел на нее и ответил с кроткой улыбкой: «Люблю мармелад... А вы любите?»».
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА (1889–1966)
Найман А.: Она шутила щедро, вызывая улыбку или смех неожиданной контрастностью, но еще больше точностью своих замечаний. Она шутила, если требовалось — изысканно, если требовалось — грубо, вульгарно; бывали шутки возвышенные, бывали партнерские. Но никогда она не участвовала в своей шутке целиком, не отдавалась ей, а всегда немного наблюдала за ней и за собой со стороны. Она смеялась анекдотам иногда в голос, иногда прыскала. Очень любила Райкина. Часто и к месту и не к месту А. А. использовала цитаты из Козьмы Пруткова, цитаты из любимых анекдотов. К пошлым вещам была нетерпима, считала, что этого нельзя прощать (пример: от чего мы — от дум или от дам?).
Примеры:
О Госиздате: «Всякий раз они удивляются моим новым стихам: с усердием ищут всякий раз что-нибудь о колхозах и не находят».
О Толстом: «Обожаю, когда старик начинает выбрыкивать: «Крейцерова соната» — самая гениальная глупость, которую я когда-либо читала».
Иронически о своей внешности: «Я всю жизнь могла выглядеть от красавицы до урода».
О здоровье: «Сердце мое как утюг сегодня. Под гнетом утюга написала стих я».
О редакторе: «В меру нагл, в меру почтителен, в меру глуп, но кое-где наглость выходит из берегов».
О второй жене Гумилева: «Он вообразил, что Анна Николаевна — воск, а она оказалась — танк с нежным личиком и розовой ленточкой».
Общаясь с историком по образованию, которая от волнения 50 минут лекцию рассказывала о декабристе, А. А. сказала: «Боюсь, из Ташкента меня без высшего образования не выпустят».
«Меня сегодня обругали на букву «О» — в энциклопедии меня обругали в статье «О журналах»».
О портрете Орловой художника Серова: «Портрет аристократизма! Известная петербургская великосветская шлюха. А этот пустой стул с тонкими золочеными ножками, как на приеме у зубного врача».
Как-то один из писателей рассказывал А. А., что их общий знакомый, не любивший чтения, увлекся Достоевским. «Что вы?! Это ведь очень опасно. К примеру, Маяковский, ничего не читая в своей жизни, прочел «Преступление и наказание», и, вы знаете, чем это кончилось?!»
О «Докторе Живаго» Б. Пастернака: ««Доктор Живаго» незаслуженно носит свою фамилию. Он совершенно безжизненный».
ВОПРОСЫ:
1. Какие проявления смешного ближе вам, вашему характеру? Как вы реагируете на шутки людей с разными характерами?
2. Как относитесь к розыгрышам, принимаете ли участие в розыгрышах?
3. Часто ли шутите? В каких ситуациях вам легче проявить чувство юмора?
4. Способны ли смеяться над собой? Помогает ли вам юмор в жизни?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Крылов, И. А. (1988) Басни. Сатирические произведения. Воспоминания Современников. М.: Правда.
Макашин, С. А. (1940) Салтыков-Щедрин: Биография. М.
Найман, А. (1999) Рассказы об Анне Ахматовой. М.: Вагриус.
Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников (1975) / Под ред. С. А. Макашина. М.: Художественная литература.
Чехов в воспоминаниях современников (1986) / Под ред. Н. И. Гитович. М.: Худож. лит.
Чуковская, Л. К. (1997) Записки об Анне Ахматовой. М.: Согласие.