Тарасенко Л. А. Терапия творческим самовыражением (ТТС) и стихи
Творческое общение с поэзией — одна из методик терапии творчеством в Терапии творческим самовыражением Бурно (Бурно, 2006a, 2006b, 2008; Практическое руководство…, 2003).
Задача в индивидуальной работе — в творческом общении со стихами помочь пациенту почувствовать, как в произведениях отражаются характерологические особенности автора-поэта:
— определить характерологический склад поэта,
— почувствовать созвучие или не созвучие своего характера с характером автора.
За годы работы со многими пациентами для большинства на такое творческое занятие выделяю из общего времени встречи 10–15 мин. Предварительно уточняю, что это не урок художественного чтения.
Придерживаюсь следующих правил.
- Подбираю произведения в границах школьной программы, стихи хорошо знакомы, но мы учимся смотреть на эти стихи другими глазами.
- Очень важно при этом людям с тревожной суетливостью в душе читать стихи медленно, стараясь произносить каждое слово не спеша, не торопясь, только тогда и возможно почувствовать характер автора и его мироощущение, тесно связанное с характером.
- Наши занятия непременно сопровождаются постоянной домашней работой: пациенты читают пособие о характерах людей.
На первом занятии обращаюсь к стихам Пушкина, Лермонтова.
Например, читая медленно вместе с пациентом стихотворение Пушкина «Зимнее утро», помогаю уловить мироощущение поэта, почувствовать, что для него есть подлинная реальность, подлинная жизнь: Дух или Материя, Природа, т. е. Земное.
Прошу затем сосредоточиться на отдельных строчках:
...Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
Чувствуем — в них отражена сама реальная жизнь, сама живая природа, теплый естественный свет Земного.
При чтении стихотворения Лермонтова ощущение совсем другое — особая утонченность, реальность, «подсвеченная» изначальным Духом.
…Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной…..
Вместе с пациентом чувствуем какую-то аутистическую (замкнуто-углубленную) геометрию, геометрический чертеж — «посреди небесных тел лик луны…» — и, несмотря на гурманистическое сравнение, как будто бы жизненно-реалистическое, — «блин с сметаной», — чувствуем, — нет живой природы, земной жизни, — видим отчетливость, символическую выписанность и звучание сказочно сновидного, — все красиво подсвечено изначальностью Духа. Изначальный Дух и выражается символами и сновидными образами.
Последующие занятия постепенно усложняются — сравниваем различное аутистическое (замкнуто-углубленное), например, лермонтовское «Солнце», блоковское «Ночью вьюга снежная…».
СОЛНЦЕ
Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч!
Так точно, дева молодая,
Твой образ предо мной блестит;
Но взор твой, счастье обещая,
Мою ли душу оживит?
* * *
Ночью вьюга снежная
Заметала след,
Розовое, нежное
Утро будит свет.
Встали зори красные,
Озаряя снег,
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.
Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву.
Если стихотворение Лермонтова видится, чувствуется как сновидно-реалистоподобное, т. е. сохранены земные формы, то блоковские строчки несут в себе откровенные символы. Читая Блока и пациент, и я прежде всего чувствуем цветовые пятна, линии, подобно картинам Кандинского, — сюжет поначалу и не ясен.
Для уточнения особенностей поэта-реалиста (материалиста) можно сравнить стихи Пушкина и Есенина:
«19 октября 1825», «Осень (Отрывок)» и «Отговорила роща золотая…»
19 ОКТЯБРЯ 1825
(фрагмент)
Роняет лес багряный свой узор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто по неволе
И скроется за край окружных гор.
* * *
ОСЕНЬ
(фрагмент)
1
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл;…
* * *
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
<...>
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит огонь рябины красной,
Но никого не может он согреть.
У Есенина много юношеской печали, лиричности, особой красоты, красочности, но нет пушкинского тепла, света, естественности, что мы и показываем пациенту в наших занятиях.
В такой индивидуальной работе даже в случаях тяжелой депрессии с преобладанием в клинической картине астенического, апатического синдромов не предъявляются жалобы на усталость, но активная роль врача в занятиях сохраняется до тех пор, пока у пациента не появится возможность самостоятельно готовить задания.
В других случаях пациенты сами подбирают созвучных поэтов, размышляют о характерах, сравнивают свой с характером поэта, чтобы почувствовать себя, например, аутистом. Так пациент Ю., 26 лет, тревожный аутист (замкнуто-углубленный), пишущий свои стихи, сообщает врачу, что в ходе подобных занятий возникло «…более четкое чувствование себя, возможность четче определяться с выбором созвучных авторов, более четко выстраивать свое взаимодействие с внешним миром, миром искусства и науки, находить себя в духовной сфере. Если поначалу жил по интуиции, то теперь, когда к интуиции добавилось осознание, можно сказать, и взаимодействие с миром стало более концептуальным, смог выстраивать свои цепочки, тропинки в гармоничное целое» и отмечает «… чувствую свою ограниченность и хочется быть в этой ограниченности».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бурно, М. Е. (2006a) Клиническая психотерапия. М.: Академический Проект: ОППЛ.
Бурно, М. Е. (2006b) Терапия творческим самовыражением. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект.
Бурно, М. Е. (2008) О характерах людей (психотерапевтическая книга). Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир».
Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением (2003) Под ред. М. Е. Бурно, Е. А. Добролюбовой. М.: Академический Проект, ОППЛ.