Терапия творческим самовыражением Бурно (2)
Отечественный клинико-психотерапевтический метод, относящийся к области Терапии духовной культурой (Бурно, 2000). Разработан на основе экзистенциальной психотерапии, арт-терапии и других методов, с ведущим креативным психотерапевтическим механизмом. Т. т. с. Б. вместе с тех отличается своим естественнонаучным мироощущением (мировоззрением). Основой даже самых тонких душевных и духовных движений, в соответствии с естественнонаучной философией данного метода, являеся телесная природа человека. Душевные духовные процессы подчиняются клиническим, физиологическим закономерностям: как и соматические процессы, но в «снятом» виде (гегелевское Aufheben). В клинической психопатологической картине и в конкретном здоровом характере видится более или менее выразительная самозащитная, приспособительная работа саморазвивающейся стихийной природы.
Существо метода. Психотерапевт, использующий Т. т. с. Б. гиппократовски, по возможности способствует защитно-приспособительной работе природы. Поэтому пациент или здоровый человек с душевными трудностями, в соответствии с Т. т. с. Б., под руководством психотерапевта для поиска «своих» творческих дорог, «своего» вдохновения изучает свою природу: элементы психиатрии, характерологии, естествознания, психотерапевтические механизмы (суггестивный, рационально-когнитивный, аналитический и т. д.). Изучает не сухо-академически, а в разнообразном творческом самовыражении, поскольку сказать что-то уверенное о собственном характере, переживаниях, о характере и переживаниях другого человека можно, лишь рассматривая все это в творчестве (в широком смысле). Именно в творчестве человек обнаруживает себя неповторимо «по-своему». Таким образом обретается творческое вдохновение как светлая содержательная встреча с самим собою, душевный, духовный свет, в котором живут любовь и смысл. Биологической основой этого состояния является отворение природных аптек организма с выходом из них организмических собственных лекарств. Этим осознанным прояснением и оживлением своей индивидуальности в творчестве, уяснением своей жизненной дороги среди других людей человек с тревожно-тягостным переживанием своей неполноценности, которому, прежде всего, показана Т. т. с. Б., поднимается из душевной неопределенности, аморфности, безысходности. Человек этот становится неповторимо психастеническим, аутистическим, шизофреническим и т. д., одухотворенным самим собою. Характеры, диагнозы здесь понимаются не как «бирки», «наклейки», а лишь как важные природные ориентиры.
Применение, показания. Т. т. с. Б. применяется: 1) в психиатрии для лечения пациентов с разнообразными дефензивными расстройствами (тягостное переживание своей неполноценности) — тревожно-депрессивные состояния различного генеза, психопатии (расстройство зрелой личности) с дефензивными переживаниями; 2) для профилактики алкоголизма, наркоманий, токсикомании у людей (в том числе у здоровых) с переживанием своей неполноценности (составляющих группу риска в отношении зависимости к психоактивным веществам); 3) в детской неврологии; 4) в кардиологии; 5) во фтизиатрии; 6) в хосписах; 7) в реабилитации инвалидов (взрослых и детей) и др.
В своих немедицинских формах Т. т. с. Б. применяется: 1) школьными психологами, педагогами в работе со здоровыми детьми (чаще с дефензивными детскими трудностями) и в учебной работе со студентами; 2) в психогигиенических школах (в том числе христианских); 3) для предупреждения и устранения ностальгического синдрома в дальнем зарубежье и др.
Т. т. с. Б. сегодня «становится частью междисциплинарного исследования художественного текста и культуры» (Руднев, 2001).
Противопоказанием к лечебной Т. т. с. Б. является острое депрессивное состояние с суицидальными намерениями: в уютной обстановке психотерапевтической гостиной, среди празднично самовыражающихся людей, эти больные представляются себе особенно несчастными, одинокими в своей безысходности, что может подтолкнуть их к суициду. Исключения составляют пациенты с суицидальными переживаниями, но не с острой, а сниженной их актуальностью — не для лечения, а для профилактики суицидального поведения.
Теоретическая основа Т. т. с. Б. — положение П. Б. Ганнушкина (1933) о «жизненной компенсации психопатов» и «мягких шизофреников и эпилептиков» (выявление или невыявление данной патологии в зависимости «от внешних воздействий, от их суммы и содержания») и подобные, созвучные размышления Кречмера (Kretchmer, 1934) с последующим выводом, что «здесь лежат психотерапевтические задачи».
Практическое применение метода. Индивидуальные беседы с творческими домашними заданиями, группа творческого самовыражения (в камерной обстановке психотерапевтической гостиной, всячески смягчающей дефензивную напряженность) и реалистический психотерапевтический театр как возможность изучить свои и других людей особенности в исполнительском творчестве. Конкретные методики Т. т. с. Б. в практике групповых занятий: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия творческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) терапия творческим коллекционированием; 5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с психотерапевтом; 8) терапия творческими путешествиями; 9) терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном. Слово «творческий» означает здесь «по-своему», познание, переживание «себя», своих особенностей — для «своего» вдохновенного жизненного пути. Групповые занятия (8–12 человек в группе) и индивидуальные встречи с психотерапевтом происходят дважды в месяц в курсе долгосрочной Т. т. с. Б. (2–5 лет). Краткосрочные интенсивные варианты метода продолжаются от недели до 4 месяцев.
Идеал эффективности Т. т. с. Б. — формирование (обычно в долгосрочном курсе психотерапии) творческого стиля жизни: состояния почти постоянного более или менее выраженного творческого вдохновения или способность специальными выработанными творческими способами ввести себя в это состояние, целительное в высоком смысле.